Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарева В.С. - заместителя начальника Управления, Председателя Комиссии;
Лактионова Д.В. - главного специалиста - эксперта отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Галась Д.А. - специалиста - эксперта Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Севастополя "Городская больница N 1 им. Н. И. Пирогова" (далее - Учреждение, Заказчик) - Федоровского Б.А. (по доверенности N 20 от 01 июля 2016 года), Клокотина А.Н. (по доверенности б/н от 05 мая 2016 года).
рассмотрев жалобу от 15 июня 2016 года Общества с ограниченной ответственностью "TENDERJOB" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Севастополя "Городская больница N 1 им. Н. И. Пирогова" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту сосудистого центра в части монтажа автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 19, извещение N 1 от 10 июня 2016 года, адрес официального сайта, на котором размещена информация о размещении заказа https:// sevastopol.gov.ru (далее Закупка), заслушав пояснения заявителей, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 20 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), установила:
10 июня 2016 года па официальном сайте https://sevastopol.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение о проведении Закупки, конкурсная документация.
По мнению Заявителя, извещение о проведении Закупки, конкурсная документация содержат положения, нарушающие требования Закона о защите конкуренции.
Так, Заявитель в жалобе указывает па нарушение пункта 7 главы 23 Постановления Правительства Севастополя от 22.04.2016 N 399 - ПП "Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году" (далее - Порядок), выразившееся в намеренном ограничении Заказчиком права участников подать запрос разъяснений не позднее, чем за 3 рабочих дня.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик в нарушение требований Порядка в подпункте 3 пункта 16 конкурсной документации устанавливает избыточные и завышенные требования к участникам о наличии в документации участника копии Лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на выполнение работ по ремонту проемов, систем водоснабжения, систем дымоудаления (далее Лицензия на выполнение работ по ремонту проемов, систем водоснабжения, систем дымоудаления, Лицензия), не предусматривая, при этом, в техническом задании и локальных сметных расчётах, приложенных к конкурсной документации выполнение такого вида работ.
Вместе с изложенным выше Заявитель считает, что Заказчик в конкурсной документации в нарушение требований Порядка и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) (далее - Закон о контрактной системе) допустил существенные нарушения, не обеспечил открытость и прозрачность конкурсной процедуры.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу Заявителя.
В то же время, из пояснений представителей Заказчика, изученных Комиссией документов, извещения и конкурсной документации, которые размещены 10 июня 2016 года на официальном сайте https://sevastopol.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следует, что:
В соответствии с требованиями пункта 7 Главы 23 Порядка любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Не позже чем на следующий рабочий день с даты поступления указанного запрос заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за 3 (три) дня до даты окончания срока подачи заявок на участке в открытом конкурсе.
Комиссией изучением материалов, представленных Заказчиком установлено, что извещение и конкурсная документация были размещены 10 июня 2016 года на официальном сайте https://sevastopol.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Пунктом 22 конкурсной документации установлено, что дата начала срока предоставления разъяснения положений конкурсной документации 09 июня 2016 года, а дата окончания установлена на 15 июня 2016 года.
В соответствии с календарем на 2016 год, на основании общего правила, предусмотренного ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) 11 и 12 июня являются выходными (суббота и воскресенье), а 13 июня праздничным, т.к. государственный праздник - День России выпадает на воскресенье 12 июня 2016 года.
Таким образом, потенциальному участнику предоставляется возможность только в течение 14 июня (первый рабочий день после выходных и праздничных) обратиться к Заказчику за разъяснениями конкурсной документации, что заведомо создает условия, при которых участник не сможет воспользоваться своим правом на получение разъяснений в связи с тем, что Порядком, в пункте 7 Главы 23, установлен граничный срок подачи запроса разъяснений документации не позднее чем за 3 (три) дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Из изложенного следует, что Заказчик ограничил возможных участников в праве получения открытой информации о конкурсной процедуре, что противоречит требованиям Главы 3 Порядка, ст. 7 Закона о контрактной системе.
Комиссией изучены доводы Заявителя об установлении избыточных и завышенных требований Заказчика к участникам Закупки нашедших свое выражение в установлении требований предоставления копии Лицензии на выполнение работ по ремонту проемов в противопожарных преградах, систем пожарного водоснабжения, систем дымоудаления.
Установлено, что конкурсная документация Заказчика в подпункте 3 пункта 16 действительно содержит требования к участникам Закупки о наличии в документации участника конин Лицензии па выполнение работ по ремонту проемов в противопожарных преградах, систем пожарного водоснабжения, систем дымоудаления, не предусматривая, при этом в техническом задании и локальных сметных расчетах, приложенных к конкурсной документации выполнение такого вида работ.
Помимо этого, изучением Письма Ростехнадзора от 14.08.2012 N 00-02-05/2054 "О стандартах СРО, разработанных ПОСТРОЙ", Стандарта организации Системы охранно - пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля и управления доступом, системы охранные телевизионные. Монтажные, пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию. СТО НОСТРОЙ 2.15.10-2011 (раздел 5) установлено, что технология выполнения работ но монтажу автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не предусматривает необходимости выполнения ряда работ, копия Лицензии на выполнение которых затребована Заказчиком от участников.
Заказчик в заседании Комиссии пояснил, что указанные требования введены, в связи с тем, что работы, которые должны выполняться по результатам Закупки относятся к капитальному ремонту и поэтому включение таких требований обязательно, однако не исключил, что могла произойти механическая ошибка в трактовке или формулировании того или иного термина (понятия), так как контрактная служба одновременно обрабатывает большое количество документов по различным закупкам.
В соответствии с требованиями пункта 14.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.06.2016) капитальный ремонт объектов капитального строительства замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с утвержденной конкурсной документации и техническим заданием Заказчика запланировано проведение капитального ремонта сосудистого центра в части монтажа автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Из изложенного следует, что Заказчик при подготовке конкурсной документации и технического задания неправильно определил вид планируемых к выполнению работ как капитальный ремонт, хотя на самом деле планировалось проведение монтажных и пуско - наладочных работ нового (ранее не существующего) оборудования, что находит свое подтверждение в пункте 1 Раздела 1 технического задания, где указаны конкретные условия выполнения работ.
Положениями Главы 10 Порядка установлены Единые требования к участникам Закупки, перечень которых четко определен, однако в соответствии с пунктом 3 этой же Главы перстень может быть дополнен Заказчиком путем установления иных требований.
В соответствии с требованиями Главы 3 Порядка и ст. 8 Закона о контрактной системе Заказчику запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом Заказчик создал условия при которых ограничил участие в Закупке потенциальных участников не имеющих Лицензии, хотя для выполнения запланированных монтажных и пуско - наладочных работ указанные документы (допуски и разрешения) не требуются.
По итогам изучения жалобы Заявителя Комиссия приходит к выводу, что доводы, приведенные в жалобе нашли свое подтверждение и Заказчиком в конкурсной документации, в нарушение требований Порядка и Закона о контрактной системе, допущены существенные нарушения не обеспечена открытость и прозрачность конкурсной процедуры, а также установлены избыточные и завышенные требования к участникам закупки, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок иен па товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Дополнительно Комиссией Крымского УФАС России изучением конкурсной документации Заказчика установлено:
В соответствии с извещением N 1 Заказчика о проведении открытого конкурса установлена дата начала подачи заявок 10 июня 2016 года, а дата окончания срока подачи заявок установлена на 16 июня 2016 года. Вместе с тем в конкурсной документации Заказчика пунктом 22 установлено, что дата начала срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации: с 09.06.2016 года, а дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации 15.06.2016 года, что противоречит пункту 7 Главы 2.3 Порядка, в котором предусмотрено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Не позже чем на следующий рабочий день с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за 3 (три) дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Изложенное свидетельствует:
- об отсутствии в конкурсной документации и извещении идентичных условий, что может привести к неоднозначной трактовке со стороны участников и не обеспечивает полноту и достоверность информации о размещении заказа на официальном сайте https://sevastopol.gov.ru в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", чем нарушены требования Главы 3 Порядка и ст. 7 Закона о контрактной системе;
- о нарушении пункта 7 Главы 23 Порядка, выразившемся в необоснованном, вопреки установленному Порядку, сокращении срока, в течение которого могут быть реализованы права участников Закупки на получение разъяснений конкурсной документации.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, Комиссия Управления в совокупности выявленных нарушений Порядка усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Закупки.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части I статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления решила:
Признать жалобу от 15 июня 2016 года Общества с ограниченной ответственностью "TENDERJOB" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Севастополя "Городская больница N 1 им. Н. И. Пирогова" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту сосудистого центра в части монтажа автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 19 (извещение N 1 от 10 июня 2016 года, адрес официального сайта, на котором размещена информация о размещении заказа https:// sevastopol.gov.ru) обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о защите конкуренции.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших выявленное нарушение, к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/1213-16
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном
статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
06 июля 2016 года г. Севастополь
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарева В.С. - заместителя начальника Управления, Председателя Комиссии;
Лактионова Д.В. - главного специалиста - эксперта отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Галась Д.А. - специалиста - эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 06 июля 2016 года по делу N 08/1213-16 по результатам рассмотрения жалобы от 15 июня 2016 года Общества с ограниченной ответственностью "TENDERJOB" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Севастополя "Городская больница N 1 им. Н. И. Пирогова" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту сосудистого центра в части монтажа автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 19, извещение N 1 от 10 июня 2016 года, адрес официального сайта, на котором размещена информация о размещении заказа https:// sevastopol.gov.ru (далее - Закупка), предписывает:
Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Севастополя "Городская больница N 1 им. Н. И. Пирогова":
аннулировать протокол N 1 вскрытия первого конверта единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 16 июня 2016 года на выполнение работ по капитальному ремонту сосудистого центра в части монтажа автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 19.
аннулировать протокол N 2 рассмотрения и оценки единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 16 июня 2016 года на выполнение работ по капитальному ремонту сосудистого центра в части монтажа автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 19.
внести изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Постановления Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N399-ПП "Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году" и с учетом решения по делу N 08/1213-16 от 06 июля 2016 года.
провести закупку в соответствии с требованиями Постановления Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N399-ПП "Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году.
провести иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение
Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание:
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи,
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 июля 2016 г. N 08/1213-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016