Резолютивная часть решения оглашена
"
03
"
июня
2016
г.
В полном объеме решение изготовлено
"
09
"
июня
2016
г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов комиссии: Бердниковой Т.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Суншугашевой М.Я., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело N 02-10/116-14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" (634034, г. Томск, ул. Загорная, 74а,) абз.1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в препятствовании выходу ООО "Сибцем-Томск" к путям общего пользования, путем проведения работ по демонтажу и реконструкции сооружения - примыкание по адресу: г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 18, в присутствии представителей ООО "ТД "Сибцем-Томск" Д., К. по, ООО "Легион-Томск" Г. установила:
В Томское УФАС России вх. N 4619 от 19.06.2014 поступило обращение ООО "ТД "Сибцем-Томск" (далее заявитель) о том, что в собственности ООО "ТД "Сибцем-Томск" находится железнодорожный путь необщего пользования, который примыкал к пути общего пользования ОАО "РЖД" через стрелочные переводы NN 24, 22.
В непосредственной близости с указанным ж/д путем необщего пользования обществом с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" (далее ООО "Легион-Томск") произвело строительство ж/д пути необщего пользования и демонтировало примыкание стрелочными переводами NN 24, 22 ж/д пути необщего пользования Заявителя к пути общего пользования ОАО "РЖД".
Указанными действиями ООО "Легион-Томск", препятствуя доступу ООО "ТД "Сибцем-Томск" к пути общего пользования, нарушает антимонопольное законодательство, тем самым ущемляет интересы заявителя.
Приказом Томского УФАС России от 10.09.2014 N 154 возбуждено дело N 02-10/116-14 по признакам нарушения ООО "Легион-Томск" (634034, г. Томск, ул. Загорная, 74а) абз. ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции.
ООО "ТД "Сибцем-Томск" на основании соглашения об отступном от 26.07.2012 с 30.08.2012 на праве собственности принадлежит сооружение, назначение: соединительный путь, протяженностью 649 м, инв. N 069:401:002:000014290, состоящее из специально спланированного земельного участка, засыпанного щебнем, на который уложены деревянные шпалы в количестве 895 шт. и смонтированы стальные рельсы марки Р-50; протяженность пути от стр. N 118 до стр. N 140 - 648,84 м, включая стрелочные переводы (стр. NN 118; 140), адрес объекта: Томская область, г. Томск, ул. 2-я Усть-Каргизка, д. 23, строение 16 (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2014).
Сооружение транспорта, расположенное по адресу: г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 16, имеет примыкание подъездного железнодорожного пути необщего пользования площадью 90 кв. м (далее - примыкание), что следует из рабочего проекта "Подъездной железнодорожный путь ООО "СтройАльянс" (пояснительная записка б/д 012-4-ПЗ, 2008). Строительство указанного примыкания было осуществлено ООО "СтройАльянс" на основании выданных филиалом Западно - Сибирской железной дороги технических условий на его строительство. Примыканию был присвоен адрес: г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 18.
Согласно акту приемки в постоянную эксплуатацию законченного строительством железнодорожного пути необщего пользования от 12.02.2009 N 262 указанное примыкание имеет 2 стрелочных перевода за номерами 22 и 24, что соответствовало техническому описанию объекта в техническом паспорте сооружения.
19.12.2012 по договору купли-продажи ООО "Легион - Томск" приобрело у ООО "СтройАльянс" примыкание. Право собственности ООО "Легион - Томск" зарегистрировано в установленном законом порядке, согласно свидетельству о государственной регистрации права 70-АВ N 390155 от 12.03.2013.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу N А67-5256/2015 установлено, что объект "сооружение-примыкание пути необщего пользования к железнодорожному пути общего пользования стрелочными переводами N 22, N 24" с кадастровым номером: 70-70-01/326/2012-653 ООО "Легион-Томск" был реконструирован (выявлено несоответствие указанной в кадастровом паспорте (и в техническом паспорте) основной характеристики сооружения - протяженность сооружения, площадь застройки, нахождение стрелочного перевода N 24 на новых координатах). Первоначально установленный характер и показатели функционирования объекта изменились из-за того, что вместо первоначального присоединения к нему пути ООО "Сибцем-Томск" после реконструкции объект был присоединен к пути ООО "Легион-Томск" с другими параметрами производственной деятельности. Согласно "Техническим условиям на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути" утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" 18.01.2013 N 75р, (пункт 4.1.1) перенос стрелочных переводов на новые координаты относится к реконструкции пути.
Как следует из материалов дела, на момент совершения ООО "Легион-Томск" действий по демонтажу принадлежащего ему линейного объекта, данное примыкание являлось единственным способом соединения железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО "Сибцем-Томск" с железнодорожными путями необщего пользования ОАО "РЖД" После проведения работ по демонтажу и реконструкции сооружения - примыкание подъездные пути, принадлежащие ООО "Сибцем-Томск" оказались отрезанными от железнодорожных путей общего пользования и эксплуатация данных путей стала невозможной.
Представитель ООО "Легион-Томск" не признает ООО "Легион-Томск" занимающим доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатации) ж/д пути необщего пользования, мотивируя тем, что ООО "ТД "Сибцем-Томск" принадлежит железнодорожный путь до стрелки 118, который присоединен к железнодорожному пути, имеющему выход на путь общего пользования при следовании от стрелки 118 в сторону "Томск-Грузовой".
Кроме того, указанное мнение представитель подтверждает, ссылаясь на результаты экспертного заключения о том, что в настоящее время нижнее строение железнодорожного пути, принадлежащее на праве собственности ООО "ТД "Сибцем-Томск", а также часть верхнего строения железнодорожного пути до стрелочного перевода 118 сохранены в неизменном виде и что его можно восстановить.
Довод представителя ООО "Легион-Томск" комиссией не принимается последующим основаниям:
Томским УФАС России проведен анализ товарного рынка по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Усть-Киргизка 2-ая, 23, стр. 18 в пределах стрелочных переводов NN 22, 24.
Исследование осуществлялось в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Кроме того, нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Приказ России от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования"
Приказ Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации"
- "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Временной интервал определен в границах с 19.12.2012 (договор купли-продажи примыкания) по 19.06.2014 (дата поступления обращения в Томское УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Легион-Томск", владельцем пути необщего пользования).
Определение товара на рассматриваемом товарном рынке было проведено в соответствии с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" ОК 029-2014, в котором эксплуатация железнодорожной структуры относится к разделу Н "Транспортировка и хранение", пункту 52 "Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;
места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;
места необщего пользования - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта;
железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 2.1 приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (ред. от 04.05.2009) "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:
между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;
между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;
между перевозчиком и контрагентом при обслуживания его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно ст. 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, продуктовые границы рынка определены как услуги по эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования, в целях осуществления проводки вагонов по ветке железнодорожного полотна необщего назначения.
Особенность услуги по эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования, железнодорожного пути необщего пользования заключается в наличии и расположении железнодорожной инфраструктуры и возможности приобретателей по допуску к инфраструктуре и ее использованию.
Услуга по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования может оказываться владельцам железнодорожных путей необщего пользования, непосредственно или через иные железнодорожного пути необщего пользования, примыкающих к данному пути необщего пользования или перевозчику (при заключении соответствующего договора).
На основании свидетельства о собственности ООО "Легион - Томск" является владельцем железнодорожного пути необщего пользования по адресу: г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 18 в пределах стрелочных переводов NN 22, 24 на протяжении 90 м, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования через стрелочный перевод N 22.
Через путь необщего пользования ООО "Легион-Томск" в пределах стрелочных переводов NN 22, 24 примыкают пути необщего пользования других владельцев, которые потенциально являются покупателями данной услуги.
Указанные выше обстоятельства определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории.
Таким образом, географические границы рассматриваемого товарного рынка определены территорией расположения железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего на праве собственности ООО "Легион-Томс" и находящегося г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 18 в пределах стрелочных переводов NN 22, 24 на протяжении 90 м, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования через стрелочный перевод N 22.
В рассматриваемых географических границах услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования доля ООО "Легион-Томск" составляет
100%.
Указанный товарный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка.
Экономический барьер входа на исследуемый товарный рынок связан с необходимостью иметь в собственности или ином законном основании места необщего пользования, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования.
Для подсоединения пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования необходимы высокие финансовые затраты и большой объем оформления разрешительных документов, что также приводит к определенным финансовым и временным затратам.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии существенных труднопреодолимых барьеров входа на рынок.
Исследуемый товарный рынок услуг по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, находящегося по адресу: г. Томск, ул. Усть-Киргизка 2-ая, 23, стр. 18 в пределах стрелочных переводов NN 22, 24 в географических границах данного железнодорожного пути необщего пользования характеризуется высоким уровнем концентрации и относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
Анализ данного рынка показал, что ООО "Легион-Томск" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования на данном рынке.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договор на подачу, уборку вагонов может быть заключен только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования - ООО "Легион-Томск" на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории.
На основании вышеизложенного, Томское УФАС России делает вывод о том, что ООО "Легион-Томск" занимает доминирующее положение на исследуемом рынке, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на данном рынке.
Следовательно, занимая доминирующее положение на указанном рынке и лишив возможности выхода ООО "Сибцем-Томск" к путям общего пользования, совершает действия, в которых усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Ущемление интересов ООО "Сибцем-Томск" действиями ООО "Легион-Томск" выразилось в утрате возможности использовать ООО "Сибцем-Томск" железнодорожный путь по назначению, препятствовании осуществлению хозяйственной деятельности, достижению уставных целей.
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав представителей ООО "Сибцем-Томск" и ООО "Легион-Томск" делает вывод о том, что действия ООО "Легион-Томск", выразившиеся в препятствовании выходу ООО "Сибцем-Томск" к путям общего пользования, путем проведения работ по демонтажу и реконструкции сооружения - примыкание по адресу: г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 18, нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать ООО "Легион-Томск" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в результате препятствования выходу ООО "Сибцем-Томск" к путям общего пользования, путем проведения работ по демонтажу и реконструкции сооружения - примыкание по адресу: г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 18.
2. Выдать ООО "Легион-Томск" предписание об устранении нарушения.
3. Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении ООО "Легион-Томск" и должностных лиц ООО "Легион-Томск" к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Председатель комиссии: И.В.Бутенко
Члены Комиссии: Т.Н.Бердникова
М.Я.Сунчугашева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ
09 июня 2016 года г. Томск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов комиссии: Бердниковой Т.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Суншугашевой М.Я., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 03.06.2016 по делу N 02-10/116-14 о нарушении ООО "Легион-Томск" (634034, г. Томск, ул. Загорная, 74а,) абз.1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" прекратить нарушение абз. 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в препятствовании выходу ООО "Сибцем-Томск" к путям общего пользования, путем проведения работ по демонтажу и реконструкции сооружения - примыкание по адресу: г. Томск, 2-ая ул. Усть - Киргизка, д. 23, строение 18, что привело к ущемлению интересов ООО "Сибцем-Томск"
2 Обществу с ограниченной ответственностью "Легион-Томск" в срок до 01.09.2016 устранить препятствия выходу ООО "Сибцем-Томск" к путям общего пользования.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии: И.В.Бутенко
Члены Комиссии: Т.Н.Бердникова
М.Я.Сунчугашева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного орган
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области N 02-10/116-14 (опубликовано 12 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016