Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 2 декабря 2016 г. N 5-05/169-2016
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
<>
при участии:
со стороны заказчика - Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Пензы:
- <>
со стороны уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Центр закупок города Пензы":
- <>
со стороны ООО "Технопарк":
- <>
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" на действия заказчика, связанные с заключением контракта, при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка компьютерной и офисной техники" (извещение N 0855300002816000261 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.10.2016), проводимого уполномоченным учреждением - Муниципальным казенным учреждением "Центр закупок города Пензы" для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
25 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" на действия заказчика, связанные с заключением контракта, при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка компьютерной и офисной техники" (извещение N 0855300002816000261 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.10.2016) (далее - электронный аукцион), проводимого уполномоченным учреждением - Муниципальным казенным учреждением "Центр закупок города Пензы" (далее - уполномоченное учреждение) для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы (далее - заказчик).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика, связанными с заключением контракта:
- неправомерно принято решение о признании ООО "Технопарк" уклонившимся от заключения контракта;
- заказчиком неправомерно составлен протокол отказа от заключения контракта, что является нарушением положений статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 29.11.2016 N 8531. Также в отзыве на жалобу указал об отсутствии у Пензенского УФАС России оснований для принятия жалобы.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 30.11.2016 N 753, считает жалобу неподлежащей удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО "Технопарк" была принята и назначена к рассмотрению на 01.12.2016 в 14-00. В связи с необходимостью дополнительного анализа представленных документов Комиссией Управления был объявлен перенос рассмотрения жалобы на 15 часов 30 минут 02.12.2016.
Порядок подачи жалобы в антимонопольный орган предусмотрен статьей 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.
Жалоба ООО "Технопарк" поступила в Пензенское УФАС России 25.11.2016. Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению было направлено Заказчику 28.11.2016.
28.11.2016 заказчиком заключен контракт на поставку компьютерной и офисной техники с участником аукциона в электронной форме, занявшим второе место - ООО "Технологии машин".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.
21 октября 2016 года уполномоченным учреждением - МКУ "Центр закупок города Пензы" на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0855300002816000261 о проведении электронного аукциона "Поставка компьютерной и офисной техники", а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 394 842, 20 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 21.10.2016 в 12:08.
Дата и время окончания подачи заявок - 01.11.2016 в 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 03.11.2016.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 07.11.2016.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.11.2016 N 0855300002816000261-3 три заявки на участие в электронном аукционе признаны соответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе. Победителем аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "Технопарк".
По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона в порядке, предусмотренным статьей 70 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
11.11.2016 заказчик направил оператору электронной площадки проект контракта для его подписания со стороны ООО "Технопарк" посредством усиленной электронной подписи.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Из вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе следует, что подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта должны быть подписаны и направлены оператору электронной площадке 16.11.2016.
В извещении и пункте 7.6 документации об электронном аукционе установлено обеспечение исполнения контракта в размере 19 742 рублей 11 копеек.
14.11.2016 ООО "Технопарк" направила оператору подписанный проект контракта с прикрепленным к нему документом, подтверждающим представление обеспечения исполнения контракта (платежное поручение от 14.11.2016 на сумму 19742 рублей 00 копеек).
Как пояснили представители ООО "Технопарк", предоставление обеспечения исполнения контракта в размере 19 742 рубля, то есть на 11 копеек меньше, соответствует правилу округления чисел или является технической ошибкой. 17.11.2016 ООО "Технопарк" доплатило 11 копеек, о чем сообщило заказчику.
Исходя из вышеизложенного следует, что в полном объеме обеспечение исполнения контракта направлено со стороны ООО "Технопарк" за пределами регламентированного Законом о контрактной системе срока.
Также 17.11.2016 со стороны ООО "Технопарк" в адрес заказчика направлен протокол разногласий относительно банковских реквизитов, указанных в контракте.
На заседании Комиссии представители заявителя пояснили, что в соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
То есть по их мнению, согласно вышеуказанной норме Закона о контрактной системе победитель может направить протокол разногласий в пределах 13 дней, установленных Законом о контрактной системе.
Однако из положений Закона о контрактной системе следует, что победитель мог направить протокол разногласий или подписать проект контракта. 14.11.2016 победитель в соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе направил в адрес подписанный проект контракта с прикрепленным к нему документом, подтверждающим представление обеспечения исполнения контракта.
Также следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Таким образом, подача протокола разногласий в отношении банковских реквизитов Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Исходя из части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Поскольку в указанный срок Обществом не представлен документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта в полном объеме, Комиссия Управления пришла к выводу о правомерности действий Заказчика по признанию победителя уклонившимся от заключения контракта.
2. 16.11.2016 заказчиком сформирован и размещен на официальном сайте протокол об отказе от заключения муниципального контракта N 0855300002816000261-0677480-01 с участником электронного аукциона на поставку компьютерной и офисной техники.
Протокол об отказе от заключения контракта направлен в адрес ООО "Технопарк" и получен Обществом 16.11.2016.
Как следует из данного протокола Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе. Однако в соответствии с указанной нормой Закона принимается решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Протокол об отказе от заключения контракта составляется в определенных статьей 31 Закона о контрактной системе случаях.
Так, согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик отказывается от заключения контракта в любой момент до его заключения, если будет установлено, что участник закупки не соответствует предъявляемым к участникам Законом о контрактной системе требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
То есть, в ходе заключения контракта заказчик может выявить несоответствие участника закупки требованиям Закона о контрактной системе, установить которое на этапе рассмотрения заявок не представлялось возможным ввиду ограниченных сроков, недостоверности сведений, представленных участником, и других причин.
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю (часть 11 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Заказчик, составив при уклонении победителя электронного аукционе протокол отказа от заключения контракта, нарушил часть 9 и 11 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, данный довод жалобы признан обоснованным.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" на действия заказчика, связанные с заключением контракта, при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка компьютерной и офисной техники" (извещение N 0855300002816000261 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.10.2016), проводимого уполномоченным учреждением - Муниципальным казенным учреждением "Центр закупок города Пензы" для нужд заказчика - Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика нарушившим части 9 и 11 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченному лицу Управления.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 2 декабря 2016 г. N 5-05/169-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.12.2016