Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов; О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей:
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экоаналитическое агентство" - <_> (директор), <_>(доверенность от 08.12.2016),
- заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Управление благоустройства города Липецка" - <_> (доверенность от 12.12.2016),
- уполномоченного органа - Управления муниципального заказа администрации города Липецка - <_> (доверенность от 04.05.2016),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоаналитическое агентство" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Управление муниципального заказа администрации города Липецка при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (реестровый номер 0146300030216000654) (далее- электронный аукцион), установила:
В адрес Липецкого УФАС России 05.12.2016 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Экоаналитическое агентство" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Управление муниципального заказа администрации города Липецка (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона (заказчик - муниципальное бюджетное учреждение "Управление благоустройства города Липецка").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в установленный Законом о контрактной системе срок. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Экоаналитическое агентство" по доводам жалобы пояснили, что заявку общества неправомерно признали несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе в связи с отсутствием в ней государственного аттестата аккредитации лаборатории на техническую компетентность и независимость (соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009) и лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, поскольку для оказания закупаемых услуг дополнительные документы не требуются.
Представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, предоставили письменные возражения на жалобу.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом уполномоченного органа - Управления муниципального заказа администрации города Липецка от 17.11.2016 N 654 принято решение о проведении электронного аукциона и создании аукционной комиссии по осуществлению закупки.
Документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг утверждена заказчиком. Аукционная документация и извещение N 146300030216000654 размещены уполномоченным органом 17.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 645 333,33 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.11.2016 аукционной комиссией уполномоченного органа рассматривалось две вторые части заявок участников электронного аукциона.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявка заявителя признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по основанию:
"Не соответствует п. 2.18 аукционной документации. Отсутствие документов (копий документов): - государственный аттестат аккредитации лаборатории на техническую компетентность и независимость (соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009);
- лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Несоответствие информации об адресе местонахождения Общества".
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в пункте 2.18 документации об электронном аукционе содержится требование к составу второй части заявки, в том числе:
"документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, или копии этих документов:
- аттестат аккредитации лаборатории на техническую компетентность и независимость (соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009);
- лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях".
В ходе анализа заявки заявителя, Комиссией Липецкого УФАС установлено, что данным участником в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе вышеуказанные документы не представлены.
Кроме этого, во второй части заявки общества с ограниченной ответственностью "Экоаналтическое агентство" указана информация о местонахождения общества (398024, г. Липецк, Юных Натуралистов, 11, 203), которая не соответствует информации указанной в выписке ЕГРЮЛ (398024, г. Липецк, ул. Доватора, 12).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Поскольку в составе второй части заявки заявителя не представлены требуемые заказчиком документы, а также содержатся недостоверные сведения в отношении местонахождения общества, то действия аукционной комиссии уполномоченного органа по признанию заявки общества с ограниченной ответственностью "Экоаналитическое агентство" не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, совершены в соответствии с положениями п.1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Проведя внеплановую проверку данной закупки, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг.
При этом, пунктом 2 технического задания установлен перечень оказываемых услуг:
2.1. Проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (количество - 50 ед.).
2.2. Проведение инвентаризации мест хранения отходов (количество позиций отходов - 20 ед.).
2.3. Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - ПДВ).
2.4. Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).
2.5. Сопровождение согласования проекта работ, указанных в п. 2.3., 2.4. в уполномоченных на то государственных и иных органах и организациях.
2.6. Оказание консультативных услуг (в том числе юридического характера) в природоохранной области.
2.7. Координация деятельности МБУ "Управление благоустройства г. Липецка" в области экологии, оказание квалифицированного содействия по вопросам природопользования, контроль за соблюдением МБУ "Управление благоустройства г. Липецка" требований экологического законодательства, персональные консультации сотрудников МБУ "Управление благоустройства г. Липецка" по предмету закупки.
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае, если действующим законодательством установлены требования к лицам, оказывающим услуги по предмету закупки, то заказчик устанавливает требование о предоставлении участниками документов, подтверждающих их соответствие таким требованиям.
Как было установлено, в пункте 2.18 документации об электронном аукционе содержаться требования к составу второй части заявки, в том числе:
"документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, или копии этих документов:
- аттестат аккредитации лаборатории на техническую компетентность и независимость (соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009);
- лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях".
В соответствии с ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. "Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" настоящий стандарт устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией и применим для всех организаций, осуществляющих испытания и/или калибровку. В их число входят, например, лаборатории, являющиеся первой, второй или третьей стороной, а также лаборатории, где проводятся испытания и/или калибровка, составляющие часть контроля и сертификации продукции.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):
а) определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Исходя из приведенных норм следует, что на закупаемые заказчиком услуги положения приведенных норм не распространяются. Таким образом, для оказания закупаемых услуг участники не обязаны иметь, установленные заказчиком в п.2.18 аукционной документации документы.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы представителями заказчика и уполномоченного органа не приведено положений действующего законодательства, которые устанавливают дополнительные требования к лицам, оказывающим услуги по предмету закупки.
Из вышеизложенного следует, что заказчик неправомерно установил требования к содержанию второй части заявки, затребовав не предусмотренные Законом документы - аттестат аккредитации лаборатории на техническую компетентность и независимость (соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009) и лицензию Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Таким образом, заказчик, установив излишнее требование к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, ограничил доступ к участию в данном аукционе, чем нарушил п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоаналитическое агентство" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Управление муниципального заказа администрации города Липецка при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (реестровый номер 0146300030216000654) необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 332-м/16
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
"12" декабря 2016 года г. Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов; О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Экоаналитическое агентство" по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании решения N332м/16 от 12.12.2016, в соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, предписывает:
1. Аукционной комиссии уполномоченного органа - Управлению муниципального заказа администрации города Липецка в срок до 26.12.2016 отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.11.2016 г. N 0146300030216000654-1 и протокол подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2016 N0146300030216000654-3, принятые в ходе проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (реестровый номер 0146300030216000654);
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (реестровый номер 0146300030216000654) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику - муниципальному бюджетному учреждению "Управление благоустройства города Липецка" в срок до 26.12.2016:
- устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (реестровый номер 0146300030216000654) в соответствии с решением Комиссии Липецкого УФАС России N332м/16 от 12.12.2016.
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" в срок до 26.12.2016:
- обеспечить техническую возможность отмены аукционной комиссией уполномоченного органа протоколов, указанных в п. 1 предписания, и внесения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе;
- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (реестровый номер 0146300030216000654);
- разместить на электронной площадке информацию об отмене протоколов, указанных в п. 1 предписания, и о новом сроке подаче заявок;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протоколов, указанных в п. 1 предписания;
- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения;
- совершить в пределах полномочий иные действия по исполнению предписания.
4. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 13 декабря 2016 г. N 332М/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.12.2016