Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 17 февраля 2017 г. N 05-5/1-82-2016 (ключевые темы: запрос котировок - муниципальный контракт - закупки товаров, работ и услуг - состав административного правонарушения - ЖКХ)

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 17 февраля 2017 г. N 05-5/1-82-2016

Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2017 г. г. Тверь

Мотивированное постановление изготовлено 17 февраля 2017 г.

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Фомин В.М., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 05-5/1-82-2016 в отношении должностного лица - директора Муниципального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Городское поселение город Конаково" ***, по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в присутствии ***;

в отсутствие представителей Конаковской межрайонной прокуратуры, надлежаще уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, установил:

 

Настоящее дело возбуждено постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным 01.12.2016 заместителем Конаковского межрайонного прокурора советником юстиции *** в отношении должностного лица - директора Муниципального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Городское поселение город Конаково" *** по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ в связи с неправильным выбором способа определения подрядчика.

Согласно указанному постановлению, целью правового регулирования и основными принципами процесса государственных закупок являются эффективное использование бюджетных средств, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статьи 1 и 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).

МКУ "ЖКХ" зарегистрировано в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц. Лицом, которое имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица, является *** (ИНН 691104499647), который является директором организации.

В соответствии с пунктом 16 Порядка взаимодействия заказчиком МО "Городское поселение город Конаково" и органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, утвержденного постановлением администрации городского поселения город Конаково от 28.01.2014 N 44, МКУ "ЖКХ" обеспечивает соблюдение процедуры осуществления закупок в порядке, установленном Законом.

29.07.2016 МКУ "ЖКХ" на официальный сайте с url-адресом: http://zakupki.gov.ru единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена закупка N 0336300076916000073. Способ проведения закупки - запрос котировок. Согласно извещению о проведении запроса котировок от 29.07.2016 N 0336300076916000073, предметом закупки является благоустройство берега реки Донховка городского поселения город Конаково Тверской области. Дата окончания подачи котировочных заявок - 09.08.2016. Место подачи котировочных заявок - Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 31 А, т.е., здание администрации г. Конаково.

Требования к объему работу, сроку выполнения работ определены в техническом задании, которое является приложением N 1 к извещению; в частности, указано, что работы следует выполнить с момента заключения муниципального по 30.08.2016 г.; стоимость работ по благоустройству берега реки Донховка определена в размере 484 972, 39 руб.

09.08.2016 по результатам рассмотрения котировочных заявок определено, что подана только одна заявка индивидуальным предпринимателем *** (ИНН 694900703695). Такая заявка признана соответствующей требованиям Закона. Запрос котировок признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 79 Закона, в связи с чем с ИП ТА., как с единственным поставщиком, заключен муниципальный контракт N 23 от 16.08.2016.

Согласно акту выполненных работ от 30.08.2016 работы, предусмотренные контрактом N 23 от 16.08.2016, выполнены в полном объеме. Акт выполненных работ подписан ИП ТА. и директором МКУ "ЖКХ" ***

Кроме того, 29.07.2016 МКУ "ЖКХ" на официальный сайте с url-адресом: http://zakupki.gov.ru единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена закупка N 0336300076916000074. Способ проведения закупки - запрос котировок. Согласно извещению о проведении запроса котировок от 29.07.2016 N 0336300076916000074, предметом закупки является благоустройство берега реки Донховка городского поселения город Конаково Тверской области. Дата окончания подачи котировочных заявок - 09.08.2016. Место подачи котировочных заявок - Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 31 А, т.е., здание администрации.

Требования к объему работу, сроку выполнения работ определены в техническом задании, которое является приложением N 1 к извещению; в частности, указано, что работы следует выполнить с момента заключения муниципального по 30.08.2016 г.; стоимость работ по благоустройству берега реки Донховка определена в размере 484 947, 16 руб.

09.08.2016 по результатам рассмотрения котировочных заявок определено, что подана только одна заявка индивидуальным предпринимателем *** (ИНН 694900703695). Такая заявка признана соответствующей требованиям Закона. Запрос котировок признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 79 Закона, в связи с чем с ИП ТА., как с единственным поставщиком, заключен муниципальный контракт N 24 от 22.08.2016.

Согласно акту выполненных работ от 30.08.2016, работы предусмотренные контрактом N 24 от 22.08.2016, выполнены в полном объеме. Акт выполненных работ подписан ИП ТА. и директором МКУ "ЖКХ" МО "Городское поселение город Конаково ***.

Муниципальный контракт N 23 от 16.08.2016 и муниципальный контракт N 24 от 22.08.2016 заключены между ИП ТА. и МКУ "ЖКХ", в лице директора ***.

Согласно объяснений ИП ТА., который выполнял работы по вышеуказанным муниципальным контрактам, работы по двум муниципальным контрактам по благоустройству берега реки Донховка предусматривали проведение работ на участке земли с тылу домов N 4, 3, 2, 1 по ул. Энергетиков г. Конаково. В других местах берега р. Донховка работы по данным муниципальным контрактам не проводились.

Согласно объяснений *** работы по муниципальным контрактам NN 23 и 24 от 16.08.2016 проводились на участке земли в районе домов N 4, 3, 2, 1 по ул. Энергетиков г. Конаково. Работы ИП ТА. по всем контрактам по благоустройству берега реки Донховка выполнены в полном объеме и сроки, указанные в данных контрактах. Каких - либо претензий по факту выполненных им работ у МКУ "ЖКХ" не имеется.

Как указано в Постановлении, исходя из вышеизложенного, руководствуясь собранными в ходе проверки доказательствами, следует, что МКУ "ЖКХ" на официальный сайте с url-адресом: http://zakupki.gov.ru единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в один и тот же день размещено два извещения о проведении закупок со способом определения поставщика - путем запроса котировок. Как следует из документации закупки, заключенных муниципальных контрактов, а также объяснений лиц, участвующих закупке, исполнении муниципальных контрактов, предмет закупок, сроки размещения закупок, сроки определения поставщиков, сроки выполнения работ, место проведения работ, являются однородными, в связи с чем имеется факт умышленного искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных с суммой до 500 000 руб., на сумму 484 972, 39 руб. по закупке N 0336300076916000073 и на сумму 484 947, 16 руб. по закупке N 0336300076916000074 соответственно. Общая сумма по двум закупкам составляет 959 919, 55 руб.

Пунктом 2 статьи 3 Закона определено, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Способы определения поставщика регламентированы главой 3 Закона.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Закона под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.

При определении поставщика по закупкам N 0336300076916000073 и N 0336300076916000074 выбран способ, предусмотренный статьей 72 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Вместе с тем, на осуществление закупки путем запроса котировок имеются ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 72 Закона, а именно то, что заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

Согласно предмета закупки, способ определения поставщика, предусмотренный статьями 83, 84, 93 Закона применен быть не может.

Способ определения поставщика, предусмотренный статьей 72 Закона, может быть применен только при осуществлении закупки на сумму не свыше 500 000 руб.

Таким образом, при осуществлении закупки, сумма по которой равна 959 919, 55 руб., и вышеуказанным предметом закупки, должна осуществляется по правилам, предусмотренным главой 2 Закона (определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов).

Учитывая те обстоятельства, что закупки N 0336300076916000073 и N 0336300076916000074 искусственно разделены (раздроблены) из единого заказа на два однородных и то, что общая сумма закупки составляет 959 919,55 руб., то МКУ "ЖКХ" приняло решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса котировок в нарушение действующего законодательства, поскольку, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно было осуществляться путем проведения конкурса или аукциона (§ 2 главы 3 44-ФЗ)

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно статье 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, Конаковской межрайонной прокуратурой *** вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, является принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона; такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии в действиях *** состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, в связи с чем дело подлежит прекращению.

*** и его защитник *** в ходе рассмотрения дела пояснили, что обстоятельства осуществления закупок, изложенные в Постановлении, соответствуют действительности, вместе с тем считают, что они не свидетельствуют о нарушении требований Закона при решении выбора способа закупки, в связи с чем в действиях *** отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

Осуществление спорных закупок путем запроса котировок *** мотивировал необходимостью выполнения работ к определенному сроку - до 30.08.2016 г., при этом пояснил, что в случае осуществления закупки путем проведения аукциона срок начала выполнения работ мог быть сдвинут как минимум на 15 дней, что исключало возможность выполнения работ к указанному сроку.

Материалы дела об административном правонарушении подтверждают факт осуществления Муниципальным казенным учреждением "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Городское поселение город Конаково" двух закупок путем запроса котировок на общую сумму более 500 000 руб., с предметом закупки, который в Постановлении указан как "однородный".

В соответствии с частями 1 - 2 и 5 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 2 статьи 48 Закона заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.

Согласно части 1 статьи 72 Закона под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Согласно части 2 статьи 72 Закона заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Таким образом, Закон устанавливает следующие бесспорные ограничения для осуществления закупок путем проведения запроса котировок: начальная (максимальная) цена одного контракта не может превышать 500 000 руб., годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Других ограничений, которые, к примеру, устанавливал действующий раньше Закон, регулирующий порядок осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (в частности, ограничения по осуществлению одноименных закупок в квартал), действующий в настоящее время Закон не содержит, в том числе и по закупкам "одноименных"/"однородных" товаров, работ, услуг. При этом Закон содержит термин "однородные" применительно к вопросу определения начальной (максимальной) цены контракта, а не с целью ограничения таких закупок в какой-то период времени, в том числе, одновременно.

Учитывая отсутствие законодательного запрета на закупки работ, услуг, которые условно можно назвать одноименными/однородными, разными лотами одновременно, спорные действия *** нельзя признать незаконными.

При этом в Постановлении отсутствует указание о нарушении *** и возглавляемым им учреждением других установленных статьей 72 Закона ограничений; такие нарушения не выявлены административным органом и в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, следует учитывать, что запрос котировок, как и конкурс, и аукцион, Законом отнесен к конкурентным способам определения поставщика.

Согласно статье 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события или состава административного правонарушения.

В изложенных в постановлении и рассматриваемых Конаковской межрайонной прокуратурой как нарушение законодательства о закупках действиях *** отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ; следовательно, производство по делу подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.66, 24.5, 29.4 и 29.9 КоАП РФ, постановил:

 

Производство по делу об административном правонарушении N 04-5/1-82-2016 в отношении должностного лица - директора Муниципального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Городское поселение город Конаково", по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель управления В.М. Фомин

 

Журавлева Е.В.

(4822) 34-24-31

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 17 февраля 2017 г. N 05-5/1-82-2016


Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.3.2017