Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 30 марта 2017 г. N АА-08-12/2017-24-Ж,-АА-08-12/2017-26-Ж (ключевые темы: положение о закупке - участники закупок - антимонопольный орган - запрос котировок - заключение договора)

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 30 марта 2017 г. N АА-08-12/2017-24-Ж,-АА-08-12/2017-26-Ж

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует); <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует), <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден;

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России от 23.03.2017 г. в присутствии:

представителей Заказчика - МАУ "Здоровое питание" (далее - Заказчик): <_> (доверенность N 10 от 22.03.2017 г.), <_> (доверенность от 15.03.2017 г.);

представителя заявителя - ООО "Перерабатывающий завод" (далее -Заявитель): <_> (протокол собрания учредителей от 15.10.2012 г.);

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России от 30.03.2017 г. в присутствии:

представителей Заказчика - МАУ "Здоровое питание" (далее - Заказчик): <_> (доверенность N 10 от 22.03.2017 г.), <_> (доверенность от 15.03.2017 г.); <_> (распоряжение N222/мп-лс от 19.10.2016 г.), <_> (доверенность N 11 от 29.3.2017 г.);

представителя заявителя - ООО "Перерабатывающий завод" (далее -Заявитель): <_> (протокол собрания учредителей от 15.10.2012 г.);

члена Закупочной комиссии МАУ "Здоровое питание" (далее - Закупочная комиссия): <_> (приказ МАУ "Здоровое питание" N81 от 03.06.2014 г.);

рассмотрев дело N АА 08-12/2017-24 Ж, N АА 08-12/2017-26 Ж по жалобам ООО "Перерабатывающий завод" на действия Заказчика и Закупочной комиссии при проведении запроса котировок "Колбаски "Детские" для детского питания (полиамид)" (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок N 31704871538, далее - Закупка), установила:

14.03.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступила жалоба Заявителя (вх. N 2084), жалобе присвоен N АА 08-12/2017-24 Ж. По мнению Заявителя, Заказчик в закупочной документации установил необоснованные требования к товару в части показателя веса изделия - 82 гр и 102 гр, несоответствующие ГОСТ 31498-2012, поскольку в названном ГОСТе отсутствует требование к калибровке сосисок по весу в 82 гр и 102 гр. Также в жалобе Заявитель указывает, что требование о соответствии товара СанПиН 2.4.5.2409-09 противоречит Российскому законодательству, поскольку указанный СанПиН действует на территории Приднестровской Молдавской Республики.

21.03.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2316). Жалобе присвоен N АА 08-12/2017-26 Ж. По мнению Заявителя, закупочная комиссия неправомерно приняла решение не заключать контракт с единственным участником запроса котировок ООО "Перерабатывающий завод". Также Заявитель указывает, что закупка должна была осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы жалоб в полном объеме.

Представители Заказчика, член Закупочной комиссии с доводами жалоб не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях. Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что показатели качества товара должны соответствовать требованиям ГОСТ 31498-2012 "Изделия колбасные вареные для детского питания. Технические условия", показатель веса "колбасок "Детских" для детского питания" - 82 гр и 102 гр установлен в соответствии с СанПиНом 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", действующим на территории Российской Федерации, в котором рассчитан норматив ежедневного питания школьников, в том числе относительно колбасных изделий. Для соблюдения указанных нормативов Заказчиком разработано примерное меню, согласованное Роспотребнадзором, в котором рассчитан готовый вес порции колбасных изделий (сосисок): 80гр и 100 гр. С учетом того, что при приготовлении вес сосисок уменьшается на 2 гр. В качестве доказательства Заказчик представил в материалы дела копии примерных меню. Также представители Заказчика пояснили, что в Закупочной документации допущена техническая ошибка в последней цифре номера СанПиНа 2.4.5.2409-09, так как в Российской Федерации применяется СанПиН 2.4.5.2409-08.

По доводам жалобы N АА 08-12/2017-26 Ж член Закупочной комиссии пояснил, что для участия в Закупке была подана только одна заявка от участника закупки ООО "Перерабатывающий завод", который был признан единственным участником закупки, в связи с чем Запрос котировок признан несостоявшимся. Факт признания несостоявшимся запроса котировок не порождает обязанности Заказчика заключить контракт с участником закупки ООО "Перерабатывающий завод". Заключение контракта с единственным поставщиком является правом, а не обязанностью Заказчика, что установлено в пункте 14.6.1.4 Положения о закупках МАО "Здоровое питание", следовательно, принятое Закупочной комиссией решение об отказе заключения договора с Заявителем не противоречит требованиям Закона о закупках.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобы Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

09.03.2017 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Запроса котировок (закупка N 31704871538) и Закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 1 279 080,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 15.03.2017 г., 09:00.

Дата и время рассмотрения заявок - 20.03.2017 г., 23:00.

Дата и время подведения итогов - 20.03.2017 г., 23:00.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок N52544 от 16.03.2017 г. для участия в Закупке была подана только одна заявка от ООО "Перерабатывающий завод", которая признана соответствующей требованиям Закупочной документации. Закупка признана несостоявшейся. Также в абзаце 2 пункта 15 Протокола указано, что Закупочная комиссия приняла решение не заключать контракт с единственным участником запроса котировок ООО "Перерабатывающий завод".

На дату рассмотрения жалоб, договор не заключен.

1. Рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчик в закупочной документации установил необоснованные требования к товару в части показателя веса изделия - 82 гр и 102 гр, несоответствующие ГОСТ 31498-2012 и СанПиН 2.4.5.2409-09, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Неотъемлемой частью Закупочной документации является "Приложение N 2: Техническое задание" (далее - Техническое задание). В Техническом задании Заказчик установил следующие требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара - колбаски "Детские" для детского питания (полиамид): "ГОСТ 31498-2012, Технический регламент Таможенного союза 034/2013. Внешний вид: батоны с чистой сухой поверхностью, без повреждения оболочки, наплывов фарша, слипов, бульонных и жировых отеков, консистенция: упругая. Вкус, запах- со слабовыраженным ароматом пряностей, слабосоленый, без посторонних привкуса и запаха. Вид на разрезе: фарш равномерно перемешан, без пустот, светло розового цвета или с оранжевым оттенком. Без ГМО, срок годности на момент поставки не менее 80% срока годности потребления. Оболочка должна иметь маркировку, характеризующую продукцию изделия и соответствовать ТР ТС 022/2011. Колбаски должны быть калиброваны по весу в соответствии с СанПиНом 2.4.5.2409-09 в сыром виде по заявкам заказчика: 82 гр.; 102гр".

Согласно разделу 1 ГОСТ 31498-2012 (далее - Стандарт), стандарт распространяется на вареные мясные колбасные изделия [колбасы, колбаски (сосиски), сардельки], предназначенные для питания детей старше трех лет (далее - вареные колбасные изделия). Требования к качеству и требования, обеспечивающие безопасность, указаны в пункте 5.1 Стандарта.

В таблице 2 пункта 5.1 раздела 5 Стандарта установлены следующие показатели для колбасок (сосисок) "Детские", в том числе: 1) внешний вид: "Батончики с чистой поверхностью, без повреждения оболочки, наплывов фарша, слипов, бульонных и жировых отеков или батончики в оболочке или без нее, упакованные под вакуумом или в условиях модифицированной атмосферы. Допускается незначительное отделение бульона в упаковках"; 2) консистенция: "Нежная, в разогретом виде - сочная"; 3) вид на разрезе: "Фарш равномерно перемешан, без пустот, светло-розового цвета или с оранжевым оттенком" 4) запах и вкус: "Свойственные данному виду продукта с выраженным ароматом пряностей, слабосоленый, без посторонних привкуса и запаха", 5) форма и размер: "Батончики прямые или изогнутые открученные, перевязанные в натуральной или искусственной оболочке, или закрепленные скобами в искусственной оболочке, длиной от 5 до 11 см, диаметром от 14 до 32 мм".

В таблице 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" рассчитаны рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе нормативы потребления колбасных изделий: 15-20 гр в сутки в зависимости от возраста ребенка.

При этом норматив потребления колбасных изделий указанных в таблице 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 (действующий на территории РФ) соответствует нормативу, указанному в Закупочной документации.

Данные нормативы заложены в основу примерного меню МАО "Здоровое питание", где Заказчиком рассчитан вес готового продукта в составе меню на две недели, который составляет 80 гр для детей в возрасте 7-11 лет, и 100 гр для детей в возрасте 12-18 лет.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки в части требования к показателю веса сосисок носит объективный характер, не противоречит требованиям ГОСТ 31498-2012 и СанПиН 2.4.5.2409-08, Закону о закупках.

2. Рассмотрев довод Заявителя о том, что закупка должна была осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Организационно-правовой формой Заказчика является муниципальное автономное учреждение.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

В иных случаях закупки товаров, работ, услуг муниципальными автономными учреждениями осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о закупках (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках).

Поскольку рассматриваемая Закупка не предусматривает МАО "Здоровое питание" осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

3. Рассмотрев довод Заявителя о том, что Закупочная комиссия неправомерно приняла решение не заключать контракт с единственным участником запроса котировок ООО "Перерабатывающий завод", Комиссия Удмуртского УФАС России считает его обоснованным в связи со следующим.

Закупочная деятельность МАО "Здоровое питание" регламентируется Положением о закупках, утвержденным Наблюдательным советом МАУ "Здоровое питание" протокол N 1 от 21.02.2017 г. (далее - Положение о закупках).

Согласно абзацу 3 части 5.3 Положения о закупках комиссия по размещению заказов осуществляет рассмотрение, оценку, ранжирование предложений участников закупочных процедур и принимает решение по выбору победителя (победителей) закупочных процедур в соответствии с условиями закупки.

Рассмотрение и оценка котировочных заявок осуществляется в соответствии с частью 14.6 Положения о закупках, в том числе в подпункте 14.6.1.4 указано следующее: "В случае, если при проведении рассмотрения и оценки котировочная заявка только одного участника признана соответствующей требованиям документации о проведении запроса котировок, такой участник считается единственным участником запроса котировок. Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, подавшим такую заявку на условиях документации о проведении запроса котировок, проекта договора и заявки, поданной участником. Такой участник не вправе отказаться от заключения договора с заказчиком".

Согласно подпункту 14.6.1.13 Положения о закупках Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора, не возмещая победителю или иному участнику понесенные им расходы в связи с участием в процедуре запроса котировок.

Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России для участия в Закупке была подана только одна заявка от ООО "Перерабатывающий завод", которая признана соответствующей требованиям Закупочной документации, что отражено в протоколе рассмотрения заявок N52544 от 16.03.2017 г. Вместе с этим из протокола рассмотрения заявок N52544 от 16.03.2017 г. следует, что Закупочная комиссия приняла решение об отказе заключения договора с ООО "Перерабатывающий завод".

Поскольку согласно Положению о закупках Закупочная комиссия не наделена полномочиями по принятию решения об отказе от заключения договора с победителем или иным участником закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что решение об отказе заключения договора с ООО "Перерабатывающий завод" принято Закупочной комиссией с нарушением частей 5.3, 14.6 Положения о закупках.

В связи с выявленным нарушением, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу необходимости выдачи Закупочной комиссии МАО "Здоровое питание" предписания об устранении выявленного нарушения путем исключения из протокола рассмотрения заявок N52544 от 16.03.2017 г. абзаца 2 пункта 15.

4. В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в случае, если в ходе рассмотрения жалобы по существу комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В подпункте 14.6.1.13 Положения о закупках и пункте 19 Закупочной документации содержится положение о том, что Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора.

В пункте 20 Закупочной документации Заказчиком указано: "В случае, если победитель запроса котировок в течение пяти рабочих дней не направит Заказчику подписанный контракт, либо не предоставит протокол разногласий, победитель запроса котировок считается уклонившимся от заключения контракта".

Рассмотрев в совокупности указанные пункты Положения о закупках и Закупочной документации, Комиссия Удмуртского УФАС России считает данные положения нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Установленный ГК РФ принцип свободы договора (статья 421 ГК РФ) не устраняет необходимость соблюдения иных требований гражданского и антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно части 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Поскольку Положение о закупках не является нормативным правовым актом, следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование, установленное нормами ГК РФ, Положение о закупках не может.

Возложение на участника закупки обязанности заключить договор, без ограничения права заказчика на немотивированный отказ от заключения договора с участником закупки не свидетельствует о соблюдении принципа равноправия по отношению к участникам закупки.

Основания для отказа от заключения договора должны быть мотивированы и связаны с объективным несоответствием участника закупки требованиям Заказчика либо отсутствием потребности Заказчика.

При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что подпункт 14.6.1.13 Положения о закупках и пункт 19 Закупочной документации, в части наделения Заказчика правом отказаться от заключения договора без объяснения причин противоречат требованиям статей 1, 10, 447 ГК РФ, и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с выявленным нарушением, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу необходимости выдачи Заказчику - МАО "Здоровое питание" предписания об устранении выявленного нарушения путем исключения из Положения о закупках подпункта 14.6.1.13 и завершения процедуры Закупки без учета подпункта 14.6.1.13 Положения о закупках.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:

 

1. Признать жалобу по делу N АА 08-12/2017-24 Ж ООО "Перерабатывающий завод" на действия МАО "Здоровое питание" при проведении запроса котировок "Колбаски "Детские" для детского питания (полиамид)" (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок N 31704871538), необоснованной.

2. Признать жалобу по делу N АА 08-12/2017-26 Ж ООО "Перерабатывающий завод" на действия Закупочной комиссии МАО "Здоровое питание" при проведении запроса котировок "Колбаски "Детские" для детского питания (полиамид)" (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок N 31704871538) обоснованной.

3. Признать Заказчика - МАО "Здоровое питание" при проведении запроса котировок "Колбаски "Детские" для детского питания (полиамид)" (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок N 31704871538) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Признать Закупочную комиссию МАО "Здоровое питание" при проведении запроса котировок "Колбаски "Детские" для детского питания (полиамид)" (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок N 31704871538) нарушившей части 5.3, 14.6 Положения о закупках.

4. Выдать Закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путем исключения из протокола рассмотрения заявок N52544 от 16.03.2017 г. абзац 2 пункта 15.

5. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путем исключения из Положения о закупках подпункта 14.6.1.13 и завершения процедуры Закупки без учета подпункта 14.6.1.13 Положения о закупках.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председатель Комиссии <_>

 

Члены Комиссии <_>

 

<_>

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 30 марта 2017 г. N АА-08-12/2017-24-Ж,-АА-08-12/2017-26-Ж


Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.4.2017