Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от заявителя - ООО "РУСНЕФТЕХИМСНАБ",
от заказчика - ООО Авиапредприятие "Газпром авиа"
в отсутствие:
ООО "ЭТП ГПБ" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.05.2017 N ИШ/23679/17),
рассмотрев жалобу ООО "РУСНЕФТЕХИМСНАБ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива для реактивных двигателей ТС-1 (РТ) для нужд ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" в 2017 году (реестровый N 31704917026, лоты NN 1, 2) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в:
- нераскрытии Заказчиком информации об окончательных предложениях заявок участников Закупки;
- отсутствии в Закупочной документации подробного порядка оценки заявок по критериям "Опыт выполнения поставок товаров, подобных предмету закупки" и "Уровень цены Заявки", что привело к неверной оценке заявки Заявителя при участии в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.04.2012 N 1969 (далее - Положение о закупках). На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках.
21.03.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 04.04.2017, дата подведения итогов Закупки - 28.04.2017.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 28.04.2017 N 1/0001/17/2.2/0017530/ГАвиа/ЗП/ГОС/Э/21.03.2017 по лотам NN 1,2 заявке ООО "РУСНЕФТЕХИМСНАБ" в соответствии с разделом 3 Методики анализа и оценки заявок участников присвоено 43,80 баллов, таким образом, по лотам NN 1,2 заявке ООО "РУСНЕФТЕХИМСНАБ" было присвоено пятое место.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком не представлена информация об окончательных предложениях участников Закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Таким образом, Закон о закупках содержит требования о размещении в ЕИС закупочной документации. При этом, Закон о закупках не содержит прямого указания на предоставление третьим лицам информации о новых коммерческих предложениях участников закупки.
Согласно пункту 9.3.14 Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать следующие сведения, в том числе: сведения о праве Организатора предлагать участникам снизить цены заявок (проводить уторговывание), о праве участников до конца дня, предшествующего дню подведения итогов закупки, представлять новые коммерческие предложения, содержащие снижение цены заявки, а также требования к новым коммерческим предложениям, представляемым участниками закупки при уторговывании.
Нормы Положения о закупках также не содержат обязанности Заказчика предоставлять информацию о новых коммерческих предложениях участников Закупки.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Закупочной документации сведения о новых коммерческих предложениях Участников доступны только Организатору. Сведения результатов процедуры уторговывания Участникам не сообщаются и разглашению не подлежат.
Учитывая изложенное, Закон о закупках, Положение о закупках, а также Закупочная документация не устанавливают обязанность Заказчика предоставлять информацию о новых коммерческих предложениях участников Закупки неограниченному кругу лиц.
В связи с чем, действия Заказчика по неразмещению информации о поступивших предложениях не противоречат нормам действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия решила признать довод Заявителя относительно непредоставления информации об окончательных предложениях участников Закупки необоснованным.
2) Исходя из текста жалобы, в Закупочной документации отсутствует подробный порядок оценки заявок, в том числе, по подкритериям "Уровень цены Заявки", "Опыт выполнения поставок товаров, подобных предмету закупки: (кол-во договоров и отзывов к ним)".
В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Приложением 3 Закупочной документации "Методика анализа и оценки Заявок Участников" установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 Приложения 3 Закупочной документации установлен подкритерий оценки "Уровень цены Заявки", согласно которому баллы, начисляемые заявкам участников Закупки, рассчитываются по следующей формуле:
В = 10*(Хmin/Хi)
где:
Х min- минимальное значение коэффициента Заявки Участников с НДС.
Хi - значение коэффициента Заявки оцениваемого Участника с НДС.
Согласно пункту 4.13 Закупочной документации оценка коммерческой части Заявок Участников проводится по параметру Х, который указывается в "Приложение к Форме 1 Расчет цены заявки Таблица 1.xls.".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 раздела 2 Приложения 3 Закупочной документации установлен подкритерий оценки "Опыт выполнения поставок товаров, подобных предмету закупки: (кол-во договоров и отзывов к ним)", согласно которому предметом оценки по данному подкритерию является количество представленных в Заявке Участника выполненных договоров и отзывов по ним от Заказчика (Покупателя).
Требования к оцениваемым договорам:
- исполненные на момент подачи заявки;
- заключенные не ранее, чем за три года до проведения запроса предложений;
- сумма каждого договора - не менее 20% от НМЦ;
- наличие отзыва от заказчика по договору.
Баллы рассчитываются по следующей формуле:
где:
Д - договор с отзывом (1 балл).
Заказчиком установлены критерии и порядок оценки заявок, что не противоречит требованиям пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
По мнению Заявителя, из текста Закупочной документации невозможно определить, какие товары являются "подобными предмету Закупки".
Комиссией установлено, что определение товаров, "подобных предмету Закупки", содержится в пункте 4.26 Закупочной документации, а именно: подобный товар: 19.20.25 - Топливо реактивное керосинового типа.
Частью 6 статьи 3 Закона о Закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, все заявки участников Закупки оценивались в соответствии с Приложением 3 Закупочной документации, доказательств обратного Заявителем не представлено.
Также Заявителем указано на неверную оценку Заказчиком заявки Заявителя при участии в Закупке, в том числе по критериям "Опыт выполнения поставок товаров, подобных предмету закупки" и "Уровень цены Заявки".
Изучив представленные на заседание документы, Комиссия установила следующее.
Подпунктом 1 пункта 2 раздела 2 Приложения 3 Закупочной документации установлен подкритерий оценки "Опыт выполнения поставок товаров, подобных предмету закупки: (кол-во договоров и отзывов к ним)", согласно которому определены требования к оцениваемым договорам, представленным в Заявке Участника, и отзывов по ним от Заказчика.
В составе заявок по лотам NN 1,2 Заявителем не представлено договоров и отзывов по ним, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 раздела 2 Приложения 3 Закупочной документации. Ввиду чего заявки Заявителя по лотам NN 1,2 по критерию "Опыт выполнения поставок товаров, подобных предмету закупки", Заказчиком были оценены в 0 баллов.
Подпунктом 1 пункта 1 раздела 2 Приложения 3 Закупочной документации установлен подкритерий оценки "Уровень цены Заявки", согласно которому предметом оценки является коммерческое предложение Участника.
Согласно пояснениям Заказчика, а также представленным заявкам участников Заказчиком были проведены расчеты по формуле, представленной в подпункте 1 пункта 1 раздела 2 Приложения 3 Закупочной документации, в результате которых лучшее технико-коммерческое предложение по лотам NN 1,2 было представлено участником АО "Газпром газэнергосеть" (ценовое предложение - 700 руб./т). При этом Заявителем представлено ценовое предложение в размере 1050 руб./т.
Таким образом, Заказчик при оценке заявки Заявителя по критерию "Опыт выполнения поставок товаров, подобных предмету закупки" принял к расчету непредоставление Заявителем договоров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 раздела 2 Приложения 3 Закупочной документации "Методика анализа и оценки Заявок Участников". При оценке заявки Заявителя по критерию "Уровень цены Заявки" Заказчик учитывал представленное технико-коммерческое предложение, составленное в соответствии с Приложением к Форме 1 Расчет цены заявки.
На основании изложенного, Комиссия установила, что заявка Заявителя по указанным критериям была оценена Заказчиком в соответствии с Приложением 3 Закупочной документации.
Заявителем доказательств обратного не представлено.
Кроме того, Заявителем в составе заявки не были представлены, в том числе: сертификаты о соответствии системы менеджмента качества требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001), СТО ГАЗПРОМ 9001; сертификаты соответствия СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ на продукцию; документы, подтверждающие отгрузку товара.
Соответственно, согласно пояснениям Заказчика, по критериям "Наличие сертификата менеджмента качества", "Наличие сертификата соответствия СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ на продукцию", "Наличие документально подтвержденных гарантий поставок" Заявки Заявителя были оценены в 0 баллов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия решила признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничение на размещение Закупки, наложенное письмом Московского УФАС России от 18.05.2017 N ИШ/23679/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 мая 2017 г. N 1-00-1272/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 9.6.2017