Резолютивная часть решения оглашена "14" июля 2017
В полном объеме решение изготовлено "18" июля 2017 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия) по рассмотрению жалобы ООО "Русский имидж"
в присутствии представителей:
ООО "Русский имидж" (далее - Заявитель)
Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Организатор торгов)
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрев жалобу Заявителя (вх. от 26.06.2017 N15623/17) на действия Организатора торгов - Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (извещение N 020617/20623429/02, на сайте https://torgi.gov.ru, далее - конкурс), изучив документы и сведения по торгам, представленные Организатором торгов, заслушав пояснения представителей сторон, установила:
Извещение о проведении торгов размещено на сайте для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru 02.06.2017.
Предметом торгов является: право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком на 10 лет.
Дата окончания представления заявок на участие: 17.07.2017
Конкурс проводится по 23-м лотам.
Стартовая (минимальная) цена продажи каждого лота в руб. (за 10 лет):
Лот N1 - 1 343 637 741,6;
Лот N2 - 961 708 930,8;
Лот N3 - 900 198 272,4;
Лот N4 - 871 958 262;
Лот N5 - 867 707 892;
Лот N6 - 859 598 773,2;
Лот N7 - 758 957 395,2;
Лот N8 - 644 863 702,8;
Лот N9 - 609 005 151,6;
Лот N10 - 523 541 672,4;
Лот N11 - 200 437 221,6;
Лот N12 - 199 467 813,6;
Лот N13 - 188 004 268,8;
Лот N14 - 155 024 511,6;
Лот N15 - 152 088 114;
Лот N16 - 143 908 960,8;
Лот N17 - 123 887 635,2;
Лот N18 - 57 485 894,4;
Лот N19 - 57 364 718,4;
Лот N20 - 57 073 896;
Лот N21 - 56 928 484,8;
Лот N22 - 56 892 132;
Лот N23 - 50 595 004,8;
В жалобе Заявитель обжалует действия Организатора торгов при организации и проведении торгов, в части включений в конкурсную документацию положений, нарушающих права и законные интересы Заявителя.
В ходе изучения и анализа комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, возражений представителя Организатора торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Порядок проведения рассматриваемых торгов регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Во исполнение указанной нормы Организатором торгов размещено извещение о проведении оспариваемого конкурса.
1. В жалобе Заявитель указывает, что объединение в одном лоте большого количества мест для установки рекламных конструкций приводит к ограничению конкуренции, поскольку препятствует участию в конкурсе претендентов, не имеющих намерения и возможности заключать договоры и рекламные конструкции в предложенном Организатором торгов количестве, что приведет к сокращению числа участников.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат обжалованию и исследованию лишь те действия (бездействие) Организатора торгов, конкурсной комиссии, которые нарушают (могут нарушить) права и законные интересы подателя жалобы, но не неограниченного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В рамках проведения конкурса сформировано 23 лота, минимальная стоимость лота (за 10 лет) составляет 50 595 004 (Пятьдесят миллионов пятьсот девяносто пять тысяч четыре) рубля 8 копеек, максимальная стоимость лота (за 10 лет) составляет 1 343 637 741 (Один миллиард триста сорок три миллиона шестьсот тридцать семь тысяч семьсот сорок один) рубль 6 копеек.
В состав 23-х лотов входит 9 лотов, предназначенных для субъектов малого и среднего предпринимательства (лоты 9, 13, 15, 17 - 22), в совокупности 1485 шт. рекламных конструкций.
Таким образом, Организатор торгов установил нижний финансовый предел входа на товарный рынок на рынок наружной рекламы в размере 50 595 004 (Пятьдесят миллионов пятьсот девяносто пять тысяч четыре) рубля 8 копеек, соответственно минимальный годовой платеж составляет 5 059 500 (Пять миллионов пятьдесят девять тысяч пятьсот) рублей.
При этом установление факта сокращения количества лотов (до 23 лотов), по сравнению с их количеством, сформированным на предыдущих торгах (30 лотов) не может само по себе являться достоверным доказательством нарушения Организатором торгов положений статьи 17 Закона о защите конкуренции и необоснованного формирования лотов в рамках рассматриваемого конкурса.
Более того, указанные торги не содержат дополнительных требований к участникам торгов (разрешение, лицензии и т.д.).
Достаточных и достоверных доказательств нарушения Организатором торгов статьи 17 Закона о защите конкуренции Заявителем не представлено, Комиссией не установлено.
2. В жалобе Заявитель указывает, что Организатором торгов неправомерно установлен критерий "Объем размещения социальной рекламы", указанный критерий предусматривает указание объема социальной рекламы в размере, превышающим 5%, что противоречит действующему законодательству.
Пунктом 29.6 конкурсной документации "Критерий Объем размещения социальной рекламы" установлено следующее: в качестве начального значения по критерию "Объем размещения социальной рекламы" установлено значение, следующее за обязательным объемом размещения социальной рекламы, установленным Федеральным законом от 13.03.2006 38-ФЗ "О рекламе"; конкурсные предложения, содержащие условия по данному критерию менее начального значения, будут признаны не соответствующими установленным параметрам критериев оценки.
Пунктом 29.6.3 конкурсной документации определена оценка заявки Участника конкурса по критерию "Объем размещения социальной рекламы" определяется в следующем порядке, а именно:
Предложения Участника конкурса по размещению социальной рекламы в общегодовом объеме распространяемой им наружной рекламы в год, в % |
Количество баллов |
свыше 5% до 10% (включительно) годового объема распространяемой наружной рекламы |
30 |
свыше 10% до 15% (включительно) годового объема распространяемой наружной рекламы |
50 |
свыше 15% годового объема распространяемой наружной рекламы |
100 |
В соответствии с пунктом 29.6.5 конкурсной документации установлено, что при заключении Договора по результатам проведения настоящего конкурса, Участник конкурса, ставший победителем конкурса или лицом, которое являлось единственным участником конкурса, должен предоставить рекламные конструкции для размещения социальной рекламы в объеме, указанном в его конкурсном предложении, на безвозмездной основе при условии предоставления ему рекламодателями социальной рекламы готовой печатной продукции (баннеров).
Пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о рекламе рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о рекламе органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, указанной нормой установлен специальный порядок заключения договора на распространение социальной рекламы.
Частью 3 статьи 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенная норма содержит прямой запрет на заключение с рекламораспространителем договора на распространение социальной рекламы в пределах, превышающих пять процентов годового объема распространяемой им рекламы.
Представляется возможным сделать вывод, что установление критерия "Объем размещения социальной рекламы", с последующим безвозмездным оказанием услуг по распространению указанной рекламы, не соответствует части 2 статьи 10 Закона о рекламе и довод Заявителя в данной части - обоснован.
3. Заявитель считает, что установленное в конкурсной документации условие о том, что "Организация обязана самостоятельно исчислять НДС и перечислять его в бюджет", нарушает его права и законные интересы в виду того, что возлагает на победителя торгов функции по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Материалами подтверждается, что согласно пункту 4.1 проекта договора Организация обязана самостоятельно исчислять НДС и перечислять его в бюджет в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В силу части 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 статья 143 НК РФ не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость (далее - налог). Вместе с тем государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 Кодекса могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанность оплаты соответствующих налогов и сборов напрямую зависит от необходимости, установленной в нормативно-правовых актах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1, 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В данном случае, антимонопольный орган не усматривает в обжалуемом пункте договора нарушения законодательства, а также прав и законных интересов Заявителя.
4. Установленный порядок оценки критерия "Ценовое предложение" содержит ограничение максимального предложения по оплате права.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим конкурс, признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Пунктом 29 конкурсной документации установлены критерии оценки Заявок на участие в конкурсе, коэффициент их значимости, а именно:
N |
Критерий Конкурса |
Начальное значение |
Требование к уменьшению начального значения |
Коэффициент значимости критерия |
|
Ценовое предложение |
___________ |
увеличение |
0,25 |
|
Надежность ценового предложения |
- |
- |
0,25 |
|
Проект рекламной конструкции |
- |
- |
0,20 |
|
Регламент эксплуатации и технического обслуживания рекламной конструкции |
- |
- |
0,15 |
|
Объем размещения социальной рекламы |
- |
увеличение |
0,15 |
В пункте 29.2.6 установлена форма расчета баллов по критерию "Ценовое предложение участников" и количество баллов:
К = (Si - Sмин) / Sмин х 100, где:
К - коэффициент ценового предложения участника конкурса;
Si - величина ценового предложения, указанная участником конкурса по лоту, в рублях;
Sмин - начальная (минимальная) цена лота.
В соответствии с таблицей в пункте 29.2.6 максимальное количество баллов получит участник торгов, коэффициент ценового предложения которого будет превышать 90.
Таким образом, указанная формула содержит предельное значение коэффициента, при достижении которого увеличение ценового предложения не будет влиять на количество баллов.
Установление критериев оценки заявок относится к полномочиям Организатора торгов.
В данном случае, достоверных и достаточных доказательств нарушения прав и законных интересов Заявителя, путем установления Организатором торгов критериев оценки по данному конкурсу, не представлено.
5. Жалоба содержит указание на то, что в состав лотов входят рекламные конструкции, срок действия договоров на установку и эксплуатацию которых истек, и которые не были демонтированы. Указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы Заявителя.
Предметом Договора является предоставление Организации права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Схемой размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2017 N 384 (далее - Схема размещения рекламных конструкций).
Таким образом, в рамках реализуемого права, победителю предоставляются соответствующие места для установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Договор заключается с победителем торгов по результатам рассмотрения и оценки конкурсных заявок.
Доказательств невозможности участия в торгах, заключения соответствующего договора Заявителем не представлено, Комиссией не установлено.
Комиссия наделена полномочиями рассматривать действия Организатора торгов исключительно в рамках проведения торгов.
Действия Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации при осуществлении им иной деятельности, в том числе в рамках контроля за порядком размещения, эксплуатации, демонтажа рекламных конструкций, не относится к компетенции Комиссии.
6. Жалоба также содержит указание на то, что Организатором торгов неправомерно установлены требования к сроку производства (возрасту) рекламной конструкции.
Пунктом 1.5 проекта договора установлено, что рекламные конструкции, устанавливаемые Организацией в рамках Договора, должны быть изготовлены не позднее трех лет до дня вступления в силу Договора. Нарушение данного требования влечет ответственность, предусмотренную п. 5.2, 6.1.3 Договора.
Представители Организатора торгов затруднились пояснить необходимость установления требования пункта 1.5 проекта договора.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2017 N 384 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.04.2014 N 266" утверждена схема размещения рекламных конструкций.
Частью 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Кроме того, Закон о рекламе содержит условия выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, условия отказа в выдачи разрешения, его аннулирования.
Приведенные положения законодательства не устанавливают требований к сроку изготовления рекламных конструкций.
Организатор торгов также не представил доказательств необходимости установления 3-х летнего ограничения (не старше трех лет) изготовления рекламной конструкции.
Указанные обстоятельства противоречат требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
7. Жалоба содержит указание на то, что Организатором торгов установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. По мнению Заявителя, указанные критерии создают заведомо неравные условия для претендентов.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Частью 3 статьи 447 Гражданского кодекса установлено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом
Согласно части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим конкурс признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Пунктом 29 конкурсной документации установлены критерии оценки Заявок на участие в конкурсе, коэффициент их значимости, а именно:
N |
Критерий Конкурса |
Начальное значение |
Требование к уменьшению начального значения |
Коэффициент значимости критерия |
|
Ценовое предложение |
___________ |
увеличение |
0,25 |
|
Надежность ценового предложения |
- |
- |
0,25 |
|
Проект рекламной конструкции |
- |
- |
0,20 |
|
Регламент эксплуатации и технического обслуживания рекламной конструкции |
- |
- |
0,15 |
|
Объем размещения социальной рекламы |
- |
увеличение |
0,15 |
Законодательство, регулирующее проведение рассматриваемых торгов не содержит перечня состава и порядка оценки конкурсных предложений, установление состава, критериев оценки, порядка оценки заявок относится к полномочиям Организатора торгов.
Приведенные требования обязательны для применения в отношении всех претендентов на участие в конкурсе.
В данном случае, достоверных и достаточных доказательств нарушения прав и законных интересов Заявителя, путем установления Организатором торгов критериев оценки по данному конкурсу, не представлено.
8. В жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация, проект договора (пункт 4.16) содержит условие о еже годном увеличении цены договора, что нарушает его права и законные интересы, противоречит требованиям действующего законодательства.
Частью 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Частью 4 названной статьи определено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
В силу части 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Согласно пункту 4.16 проекта договора (приложение 11 к конкурсной документации) Комитет ежегодно (не чаще одного раза в календарный год и не ранее чем через 12 месяцев с момента заключения Договора) изменяет размер платы по Договору в бесспорном и одностороннем порядке на официальную величину прогнозируемого роста потребительских цен согласно Прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, сформированного в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Сведения о прогнозируемом значении индекса потребительских цен представляются Комитетом финансов Санкт-Петербурга. Новый размер платы по Договору устанавливается с даты, указанной в уведомлении Комитета об изменении размера платы, но не ранее чем с момента получения данного уведомления Организацией.
В случае увеличения размера платы по Договору за период, срок оплаты которого на дату увеличения платы уже наступил, доплата за указанный период не вносится.
Организация в добровольном порядке имеет право оплатить сразу всю цену Договора, указанную в пункте 4.1 Договора, за весь период действия Договора, либо за несколько полных, или неполных лет вперёд. В этом случае цена Договора не подлежит возможной ежегодной индексации в течение оплаченного периода.
В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оценив представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что содержание пункта 4.16 договора направлено на увеличение предложенной победителем конкурса цены в зависимости от срока действия договора, что является недопустимым, поскольку на торги выставлялось право на заключение договора и участником торгов приобретается право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и установление в пункте 4.16 договора зависимости в определении цены договора на второй год (и последующие) от прогнозируемых показателей инфляции не соответствует положениям законодательства, устанавливающим принцип фиксированной цены договора, заключенного по результатам проведенных торгов (конкурса).
Указанные обстоятельства не позволяют потенциальным участникам сформировать свое ценовое предложение, что противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и довод Заявителя в данной части обоснован.
9. Жалоба содержит указание на то, что требования к участникам торгов, определенные конкурсной документацией (пункты 7.5.3; 7.5.4) нарушают его права и законные интересы.
Конкурсной документацией определены требования к участникам торгов, в том числе:
7.5.3. Неприостановление деятельности Претендента/Участника конкурса в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи Заявки на участие в конкурсе.
7.5.4. Отсутствие у Претендента/Участника конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности Претендента/Участника конкурса по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 (Двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов Претендента/Участника конкурса, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Претендент/Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения Заявки на участие в конкурсе не принято.
Действующее законодательство не содержит императивного перечня требований к участникам торгов в рамках Закона о рекламе.
Вместе с тем, указанные требования устанавливаются в иных нормативно-правовых актах, например: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Таким образом, применение указанных требований (в том числе по аналогии права), в данном случае, не нарушает права и законные интересы Заявителя.
Иного Заявителем не представлено, Комиссией не установлено.
10. Заявитель указывает, что требования пункта 32.5 Конкурсной документации противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы.
Согласно пункту 32.1 Конкурсной документации в случае, если Победитель конкурса (единственный Участник конкурса) в срок, предусмотренный в настоящей Конкурсной документации, не представил Организатору конкурса подписанные экземпляры Договора, Победитель конкурса (единственный Участник конкурса) признается уклонившимся от заключения Договора.
Пунктом 32.5 Конкурсной документации определено, что заключение Договора для Участника конкурса, Заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, является обязательным.
Частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В силу части 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
Таким образом, законодательно предусмотрено право победителя торгов на обращение в суд с требованием о понуждении организатора торгов заключить соответствующий договор.
Вместе с тем, законодательство не содержит ни прямого, ни косвенного запрета на действия, определенные пунктами 32.1, 32.5 Конкурсной документации.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не находит оснований для признания вышеуказанных пунктов, противоречащими действующему законодательству.
11. Заявитель считает, что установление подпункта 6.1.5 проекта договора является злоупотреблением правом со стороны Организатора торгов.
Согласно подпункту 6.1.5 проекта договора Комитет вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Договора в целом или в части отдельных рекламных конструкций в случае, если организации отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию какой-либо рекламной конструкции. В данном случае Комитет вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Договора в части отдельных рекламных конструкций.
Жалоба Заявителя не содержит указания на нарушенную норму права, довод носит предположительный характер, порядок взаимодействия сторон при исполнении контракта носят гражданско-правой характер и в данном случае Комиссия не усматривает нарушения законодательства, регулирующего проведение рассматриваемых торгов.
12. Заявитель считает, что пункт 7.2 проекта договора не соответствует требованиям действующего законодательства в части порядка демонтажа рекламных конструкций.
Пунктом 7.2 проекта договора установлено, что в случае, если Организация не осуществила демонтаж рекламной конструкции в предусмотренных Договором случаях и в установленный срок, Комитет вправе, но не обязан, самостоятельно или с привлечением третьих лиц демонтировать рекламные конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.
В соответствии с письмом ФАС России от 20.08.2014 N АК/33600/14 выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом "О рекламе" является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Таким образом, довод Заявителя в данной части - обоснован.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Русский имидж" обоснованной.
Признать в действиях Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июля 2017 г. N 78/21281/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.7.2017