Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика - АО "Мосводоканал",
в отсутствие:
ООО "Реставрационный Трест", АО "ЕЭТП" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 05.09.2017 N ИШ/45143/17),
рассмотрев жалобу ООО "Реставрационный Трест" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "Мосводоканал" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по развитию корпоративной вычислительной сети и IP-телефонии в комплексе административных зданий по адресу: Плетешковский переулок д. 2, д. 3 стр. 2, д. 3 стр. 3, д. 4, д. 4. стр. 2, д. 6 (реестровый N 31705392256) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в следующем:
- в неразмещении в составе Аукционной документации проектной документации;
- в неправомерном установлении требования о наличии у участника Аукциона лицензии ФСТЭК.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
03.08.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 24.08.2017. Дата рассмотрения заявок - 28.08.2017; дата проведения Аукциона - 30.08.2017.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. Исходя из текста жалобы, Заказчиком неправомерно не размещена в составе Аукционной документации проектная документация.
Данная жалоба в указанной части подана в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 28.4 Положения о закупках аукционная документация подлежит обязательному размещению в ЕИС одновременно с извещением.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Аукционной документации описание претендентами поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом аукциона, их количественные, качественные и функциональные характеристики осуществляются в соответствии с требованиями настоящей аукционной документации, включая технические требования к товарам, указанные в части III "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" и по форме, приведенной в Разделе 1.4. "Образцы форм и документов для заполнения претендентами".
Согласно пункту 8 части III Аукционной документации (Техническое задание) модернизированная телефонная сеть по адресу: Плетешковский переулок д. 2, д. 3 стр.2, д. З стр.3, д. 4, д. 4. стр.2, д. 6. АО "Мосводоканал" должна быть построена на основании проектной документации шифры ДШСК.42 5500 9.323 и базе КВС Заказчика и должна быть проинтегрирована с имеющимися у Заказчика телефонными станциями или строиться на их основе. Внедряемая система должна быть доступна в круглосуточном режиме (иметь отказоустойчивую архитектуру).
Модернизированная КВС по адресу: Плетешковский переулок д. 2, д. 3 стр.2, д. З стр.3, д. 4, д.4. стр.2, д.6. АО "Мосводоканал" должна быть построена по структуре, в соответствии с проектом "Проектно-изыскательные работы по модернизации корпоративной вычислительной сети ОАО "Мосводоканал" шифр проекта ДШСК.42 5500 9.340 П2.43.
Таким образом, работы, подлежащие выполнению по итогам Аукциона подлежат осуществлению на основании разработанной проектной документации.
Однако, указанная в пункте 8 Технического задания проектная документация не включена в состав Аукционной документации.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, Техническое задание Аукционной документации содержит все необходимые условия, в том числе, место и сроки выполнения работ, условия выполнения работ, требования к качеству работ. Так, пунктом 12 Технического задания установлено количество абонентов и перечень оборудования, которое необходимо внедрить. Пунктами 8, 9 Технического задания определен перечень систем, с которыми необходимо провести интеграцию.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Кроме того, в силу части 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
То, что проектная документация по данной закупке составляет государственную тайну или в отношении данных сведений принято соответствующее решение Правительства Российской Федерации, Комиссией не установлено, а документов, подтверждающих обратное, не представлено.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Заказчиком, в свою очередь, не предоставлено объективное обоснование невключения в состав Аукционной документации указанной в пункте 8 Технического задания проектной документации.
При этом, согласно Аукционной документации, необходимо выполнить работы в соответствии с проектной документацией, установленной Заказчиком самостоятельно.
Между тем, неразмещение в составе Аукционной документации разработанной проектной документации, ссылка на которую имеется в Аукционной документации, может ограничить возможность формирования корректной заявки, а также ценового предложения при формировании и подаче заявки на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Руководствуясь предоставленными документами и сведениями, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя обоснованным.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.08.2017 N 31705392256-01 для участия в Аукционе было подано три заявки. Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств ограничения его прав и законных интересов, а также доказательств невозможности подачи заявки на участие в Аукционе.
Также Комиссией установлено, что Заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган 01.09.2017 (вх. N 42205/17), то есть после подведения итогов Аукциона (30.08.2017), что свидетельствует о незаинтересованности Заявителя в участии в Аукционе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника Аукциона лицензии ФСТЭК.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, не содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом, ООО "Реставрационный Трест" обжалуются действия Заказчика, выразившееся в неправомерном установлении требований Аукционной документации.
Следовательно, в указанной части жалобы ООО "Реставрационный Трест" не содержится оснований, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Также жалоба не содержит ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Заказчик объяснил наличие требования о лицензии ФСТЭК необходимостью обеспечения сохранения конфиденциальности данных, передаваемых по КСВ посредством информационных и технологических систем АО "Мосводоканал". При этом, КВС АО "Мосводоканал" должна соответствовать требованиям ФСТЭК не ниже 1Г (согласно аттестату соответствия требованиям безопасности информации от 30.11.2015 г.), что подразумевает наличие у подрядчика лицензии ФСТЭК.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для рассмотрения указанного довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу части 9 статьи 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части неразмещения в составе Аукционной документации проектной документации, в остальной части - оставить жалобу без рассмотрения.
Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Заказчику не выдавать в связи с тем, что Заявителем не представлено доказательств ограничения его прав и законных интересов.
Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.09.2017 N ИШ/45143/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 сентября 2017 г. N 1-00-2034/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.9.2017