Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2003 г. N А56-4612/03 Дело по иску Госпредприятия о признании незаконным бездействия Подкомиссии по лицензированию фармацевтической деятельности по предоставлению заявителю лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, направлено на новое рассмотрение в связи с привлечением ненадлежащего ответчика, так как лицензирующим органом по выдаче лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является лицензионная комиссия Минздрава РФ

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2003 г. N А56-4612/03

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Ветошкиной О.В., Корабухиной Л.И.,

при участии в судебном заседании представителей государственного предприятия "Александр Фармацевтика" директора Статовского A.M. (распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом мэрии Санкт-Петербурга от 27.04.39 N 159-р) и Подкомиссии по лицензированию видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Санкт-Петербургу Малькова В.А. (доверенность от 16.12.02),

рассмотрев 11.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия "Александр Фармацевтика" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.03 по делу N А56-4612/03 (судьи Кадулин А.В., Бойко А.Е., Старовойтова О.Р.),

установил:

Государственное предприятие "Александр Фармацевтика" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Подкомиссии по лицензированию фармацевтической деятельности по Санкт-Петербургу лицензионной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению заявителю лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах") и об обязании Подкомиссии принять соответствующее решение о предоставлении предприятию лицензии с направлением в Лицензионную комиссию Минздрава Российской Федерации по выдаче лицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и направить заявителю и всем заинтересованным лицам соответствующих уведомлений о принятом решении.

В ходе рассмотрения дела Подкомиссия по лицензированию фармацевтической деятельности по Санкт-Петербургу была заменена в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Подкомиссию по лицензированию видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ по городу Санкт-Петербургу (далее - Подкомиссия).

Решением суда от 31.03.03 заявленные Предприятием требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.03 решение суда отменено. В удовлетворении требований, заявленных Предприятием отказано.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают нормы материального права. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены положения статей 1, 4, 6 и 26 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", статей 3 и 9 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В отзыве на кассационную жалобу Подкомиссия просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения как необоснованную по праву.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Подкомиссии - в отзыве на нее.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприятие обратилось в Подкомиссию по лицензированию фармацевтической деятельности по Санкт-Петербургу с заявлением от 25.10.2002 о предоставлении лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", к которому прилагались документы, согласно перечню, установленному статьей 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта "б" Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.02 N 454 (далее - Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ). Заявление и приложенные документы приняты и зарегистрированы Подкомиссией в установленном порядке 28.10.02 за номером N 174.

Ответчиком принято указание от 21.11.02 г N 174 о проведении проверки Предприятия на соответствие лицензионным требованиям и условиям, предъявляемой к деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, для чего была создана комиссия, установлен срок ее работы. По результатам проверки аптек N 143, 173, 244 составлены акты проверки аптечных предприятий от 21.11.02.

Представитель Подкомиссии считая заявленные предприятием требования необоснованными, ссылаясь на то, что Предприятие не обращалось с заявлением о предоставлении лицензии, поскольку в заявлении Предприятия от 28.10.02 N 174 указано "Подкомиссия по лицензированию фармацевтической деятельности по Санкт-Петербурга Лицензионной комиссии Минздрава России по выдаче лицензий на фармацевтическую деятельность". Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал необоснованной ссылку ответчика, указав, что Подкомиссия приняла без замечаний заявление Предприятия и приложенные к нему документы; в этих документах был правильно указан вид лицензируемой деятельности; Подкомиссией принято Указание от 21.11.02 N 174 о проверке соответствия соискателя лицензионным требованиям и такая проверка была проведена.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии в срок не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. В течение указанного срока лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении, при этом в случае отказа в предоставлении лицензии, соискателю направляется (вручается) уведомление в письменной форме с изложением причин отказа, в соответствии с основаниями, которые приведены в пункте 3 статьи 9 Закона.

Поскольку в нарушение указанной нормы Закона решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии, либо иной документ Подкомиссией по лицензированию фармацевтической деятельности по Санкт-Петербургу не приняты, Предприятие правомерно обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Поэтому выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии факта обращения Предприятия в Подкомиссию не соответствует материалам дела. Выводы суда первой инстанции в этой части следует признать правильными.

Кассационная коллегия считает, что судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пунктом 2 статьи 6 указанного Закона федеральным органам исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлена возможность передавать им осуществление своих полномочий.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности (статья 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В соответствии с перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.02 N 454) лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство здравоохранения Российской Федерации передало по соглашениям с ним свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.02 N 246 утверждено положение о лицензионной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по выдаче лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и ее состав. В соответствии с пунктом 2.1 указанного положения основной задачей Комиссии является рассмотрение вопросов, связанных с лицензированием видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и принятие по ним решений.

Подкомиссия по лицензированию видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по городу Санкт-Петербургу создана приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.02 N 280. Этим же приказом утверждено положение о Подкомиссии.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирующим органом является лицензионная комиссия Министерства здравоохранения Российской Федерации по выдаче лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, тогда как Подкомиссия реализует лишь часть функций лицензирующего органа и, по существу, самостоятельным лицензирующим органом не является.

В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации незаконность и необоснованность судебного акта являются основаниями к его отмене.

При новом рассмотрении спора суду следует решить вопрос о привлечении к участию в деле Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверить заключено ли соглашение между Министерством и Подкомиссией, а также рассмотреть по существу обоснованность требований заявителя на получение лицензии.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 31.03.03 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4612/03 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции в тот же состав.

 

Председательствующий
Судьи

О.А. Корпусова
О.В. Ветошкина

Л.И. Корабухина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2003 г. N А56-4612/03


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника