Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2002 г. N А26-4264/01-02-04/206 по иску ИМНС о взыскании с Администрации местного самоуправления недоимок по налогам и сборам

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2002 г. N А26-4264/01-02-04/206

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Дмитриева В.В.,

судей Зубаревой Н.А. и Ломакина С.А.,

при участии от администрации местного самоуправления города Сортавала Насекина О.В. (доверенность от 29.11.2001), Плаксина О.В. (доверенность от 29.11.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавала Республики Карелия на решение от 08.10.2001 (судья Морозова Н.А.) и постановление апелляционной инстанции от 26.11.2001 (судьи Переплеснин О.Б., Кудрявцева Н.И., Романова О.Я.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4264/01-02-04/206,

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавала Республики Карелия (далее - Инспекция МНС) обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации местного самоуправления города Сортавала (далее - Администрация) 4 720 812 руб. недоимок и 1 885 002 руб. пеней. Инспекцией МНС в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер иска уменьшен на 264 907 руб.

Решением от 08.10.2001 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2001 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить иск

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Правительством Республики Карелия Администрации в 1999 и 2000 году предоставлялся в краткосрочное пользование лесосечный фонд для удовлетворения нужд учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты. В связи с получением дохода от реализации лесных ресурсов администрацией местного самоуправления города Сортавала представлены налоговые декларации по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также налогам на пользователей автомобильных дорог, на прибыль, на доходы, выплаченные иностранному юридическому лицу.

Инспекция МНС направила в адрес ответчика требование от 21.11.2000 N 583 об уплате налогов и других обязательных платежей.

Поскольку требование исполнено Администрацией не в полном объеме, а срок на бесспорное списание недоимок и пеней истек, Инспекция МНС обратилась с иском в суд.

Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего. В соответствии с письмами Министерства финансов Республики Карелия от 05.11.99 N 02-03/08 и от 18.04.2001 N 02-03/08 доходы, полученные от реализации лесных ресурсов, учтены Администрацией как финансовая помощь, причитающаяся бюджету города Сортавала из бюджета Республики Карелия. В связи с этим средства от реализации лесных ресурсов в соответствии со статьей 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются финансовой помощью от бюджета Республики Карелия местному бюджету города Сортавала и не подлежат налогообложению.

Согласно статье 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств и подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления финансовой помощи в форме выделения органам местного самоуправления в пользование природных ресурсов для извлечения дохода.

В соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.

Таким образом, участки лесного фонда должны предоставляться в краткосрочное пользование для удовлетворения потребностей бюджетных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения, а не для продажи лесных ресурсов в счет погашения финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Иными словами доход полученный от продажи лесных ресурсов, не может рассматриваться как финансовая помощь, предоставленная местному бюджету города Сортавала. Однако ненормативные акты субъекта Российской Федерации - постановления Правительства Республики Карелия от 12.11.98 N 780, от 28.09.99 N 96-П и от 07.10.99 N 112-П - в установленном порядке не признаны недействительными, и суд разрешающий данный спор, не вправе рассматривать их законность.

Администрация, реализуя лесные ресурсы, участвовала в гражданском обороте в качестве юридического лица, но при этом она выполняла принятые во исполнение статьи 36 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1999 год" и статей 15, 27 и 32 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год" постановления Правительства Республики Карелия об изменении порядка финансирования субъектом Российской Федерации учреждений муниципального образования за счет бюджета Республики Карелия. При этом из бюджета соответствующего уровня в бюджет другого уровня доходы поступают после налогообложения, и исходя именно из этих положений Администрация использовала денежные средства от реализации лесопродукции как поступившие из республиканского бюджета и отражала их по доходным и расходным статьям бюджета муниципального образования. При этом ни одной нормой Налогового кодекса Российской Федерации или Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено право распорядителя бюджета одного уровня удерживать налоги с источника получения доходов, каковым в данном случае является субъект Российской Федерации, и вносить их как в свой бюджет, так и в бюджеты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что орган местного самоуправления не обязан уплачивать налоги как лицо, осуществляющее в соответствии с пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации собственную приносящую доход деятельность. Более того, расходование средств и их использование определяло Правительство Республики Карелия.

В связи с этим, доходы полученные Администрацией от реализации лесных ресурсов, не подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Кроме того, из материалов дела следует, что требование от 21.11.2000 N 583 об уплате налогов и других обязательных платежей направлено Инспекцией МНС в адрес Администрации в связи с наличием задолженности по ее лицевым счетам. При этом в нарушение статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации в требовании не указаны основания начисления этих платежей и связь имеющихся недоимок с деятельностью по реализации лесных ресурсов или с иной деятельностью.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 08.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 26.11.2001 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4264/01-02-04/206 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавала Республики Карелия - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

В.В.Дмитриев
Н.А.Зубарева

С.А.Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2002 г. N А26-4264/01-02-04/206


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника