Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 января 2002 г. N А05-9328/01-476/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Сергеевой И.В., Шпачевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2001 по делу N А05-9328/01-476/11 (судьи Шадрина Е.Н., Полуянова Н.М., Сметанин К.А.),
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Мандрыкин Олег Анатольевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным требования заместителя руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Северодвинску (далее - налоговая инспекция) об осуществлении денежных расчетов с населением с применением контрольно-кассовой машины при оказании риэлтерских услуг.
Решением от 16.10.2001 иск удовлетворен.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, в иске отказать. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и указывает, что согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон "О применении контрольно-кассовых машин") применение контрольно-кассовых машин является обязательным. Предприниматель освобождается от применения контрольно-кассовой машины и может использовать бланки строгой отчетности в своей деятельности только в случае, если он имеет право на такое освобождение, предоставленное ему законодательством Российской Федерации (в настоящее время - постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745).
Предпринимателем Мандрыкиным О.А. представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами кассационной жалобы и указывает на свое право осуществлять риэлтерскую деятельность без применения контрольно-кассовой машины, поскольку использует бланки строгой отчетности.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа полагает, что отсутствуют основания для его отмены.
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция 07.06.2001 направила Мандрыкину О.А. требование N 43/11445 об осуществлении денежных расчетов с населением при оказании риэлтерских услуг с применением контрольно-кассовой машины, поскольку форма документа строгой отчетности для использования при оказании риэлтерских услуг Министерством финансов Российской Федерации не утверждена. Предприниматель, считая данное требование незаконным, обратился к руководителю налоговой инспекции, который решением от 24.07.2001 N 43/14982 оставил жалобу без удовлетворения. Жалоба предпринимателя Мандрыкина О.А., направленная им в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области, также оставлена без удовлетворения. При таких обстоятельствах предприниматель обратился с иском в арбитражный суд, который признал требование налоговой инспекции от 07.06.2001 N 43/11445 недействительным ввиду правомерности использования предпринимателем Мандрыкиным О.А. бланков строгой отчетности.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении искового заявления Мандрыкина О.А. о признании недействительным указанного требования подлежит исследованию вопрос не о правомерности использования Мандрыкиным О.А. бланков строгой отчетности, а о полномочиях налоговой инспекции по направлению требования от 07.06.2001.
Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" установлена компетенция налоговых органов. В частности, пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что налоговые органы вправе контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Из содержания текста оспариваемого требования усматривается, что налоговая инспекция требует от предпринимателя Мандрыкина О.А. осуществлять денежные расчеты с населением при оказании риэлтерских услуг с применением контрольно-кассовой машины. При этом налоговая инспекция требует представить ей информацию о выполнении требования до 01.07.2001 и устанавливает санкции за невыполнение требования, в том числе и за нарушение Закона "О применении контрольно-кассовых машин". Однако для привлечения к административной ответственности за нарушение названного закона Кодексом РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена специальная процедура, в рамках которой при выявлении факта правонарушения налоговая инспекция вправе подвергнуть виновное лицо административному взысканию. Между тем такая форма реагирования на нарушения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин", как направление требования о соблюдении этого закона не предусмотрена вышеназванными нормативными актами. Таким образом, направляя предпринимателю требование N 43/11445 об осуществлении денежных расчетов с населением при оказании риэлтерских услуг с применением контрольно-кассовой машины, налоговая инспекция вышла за пределы своей компетенции. В связи с этим вывод суда о признании данного требования недействительным является правильным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2001 по делу А05-9328/01-476/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Марьянкова |
Т.В.Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2002 г. N А05-9328/01-476/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника