Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2002 г. N А42-6544/01-5 по иску ОАО к ИМНС РФ о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения на списание и перечисление в бюджет пеней за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2002 г. N А42-6544/01-5

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Шевченко А.В.,

судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А.,

при участии от открытого акционерного общества "Апатит" Сычева И.А. (доверенность от 28.07.2000),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Апатит" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2001 по делу N А42-6544/01-5 (судья Бубен В.Г.),

установил:

Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - ОАО "Апатит") обратилось в арбитражный суд Мурманской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 13.04.2001 N 73 на списание и перечисление в бюджет пеней за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 3 544 789,67 руб.

Решением суда от 05.10.2001 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО "Апатит" просит отменить решение суда как принятое в нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку в настоящее время порядок и сроки уплаты налога, налоговый период, налоговая база определены не федеральным законом, а пунктами 17 и 18 Инструкции Государственной налоговой службы от 31.12.96 N 44 (далее - Инструкция N 44), инкассовое поручение налоговой инспекции о взыскании пеней за несвоевременную уплату налоговых платежей не соответствует нормам статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 69 НК РФ налоговой инспекцией направлено требование от 13 02.2001 N 38 об уплате пеней в доход бюджета в срок до 19.02.2001, которое ОАО "Апатит" в добровольном порядке не исполнило. Поэтому 13.04.2001 налоговая инспекция направила в филиал открытого акционерного общества Банк "Менатеп Санкт-Петербург" в городе Москве инкассовое поручение N 73 на списание и перечисление в бюджет 3 544 789,67 руб. пеней, так как в нарушение пункта 17 Инструкции N 44 в 2000 году ОАО "Апатит" производило отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в более поздние по сравнению с установленными сроки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 1 Кодекса установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147 изданные до 01.01.99 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее - Госналогслужба) по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей Кодексу.

Согласно части 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются федеральным налогом. Ставки отчислений установлены Федеральным законом от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Порядок исчисления и сроки уплаты этих отчислений определены Инструкцией N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".

В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1 пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.96 N 597 утвержден Порядок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений. Пунктом 2 постановления Госналогслужбе было поручено разработать совместно с Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Минфином Российской Федерации, Минэкономики Российской Федерации и утвердить в установленном порядке инструкцию по вопросам, касающимся отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Госналогслужбой по согласованию с соответствующими ведомствами была принята Инструкция N 44 от 31.12.96. Эта Инструкция была зарегистрирована в Министерстве юстиции 23.05.97 за N 1311 и опубликована 16.06.97.

Таким образом, принимая Инструкцию N 44, Госналогслужба действовала в пределах предоставленных ей полномочий и, соответственно, указанная Инструкция является нормативным правовым актом, действующим на территории Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что неуплата отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сроки, установленные указанной Инструкцией, является основанием для начисления пеней в соответствии со статьей 75 НК РФ, и признал действия налоговой инспекции по начислению пеней за несвоевременную уплату истцом отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы правомерными.

Судом также установлено и из материалов дела видно, что сумма пеней, начисленных налоговой инспекцией, и факт просрочки уплаты налоговых платежей по срокам, установленным Инструкцией N 44, не оспариваются истцом и подтверждаются лицевыми счетами налогоплательщика.

Таким образом, решение суда принято в соответствии с нормами процессуального и материального права и оснований для его отмены нет.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2001 по делу N А42-6544/01-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Апатит" - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.В.Шевченко
И.Д.Абакумова

Н.А.Зубарева

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2002 г. N А42-6544/01-5


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника