Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2002 г. N А05-2853/01-162/21 по иску МУП "Водоканал" к департаменту финансов администрации и Минфину о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам скидки по коммунальным услугам

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 января 2002 г. N А05-2853/01-162/21

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Комарова А.Н.,

судей Грачевой И.Л. и Сапоткиной Т.И.,

при участии от департамента финансов администрации Архангельской области Пономарева С.В. (доверенность от 25.12.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии г. Архангельска на решение от 16.11.2001 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2853/01-162/21 (судья Искусов В.Ф.),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к мэрии г. Архангельска, департаменту финансов администрации Архангельской области (далее - администрация Архангельской области) и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Минфин РФ) о взыскании 1 753 261 руб. 44 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в 1999 и 2000 годах 50% скидки по коммунальным услугам.

Решением от 16.11.2001 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с муниципального образования "Город Архангельск" за счет казны муниципального образования.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе мэрия г. Архангельска просит отменить решение, ссылаясь на то, что оно принято с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, убытки истца возникли в связи с реализацией льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления финансировать мероприятия в области социальной защиты инвалидов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Кроме того, разделом 3 Временного порядка возмещения расходов по реализации прав и льгот, предоставляемых ветеранам и инвалидам во исполнение Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 05.11.96 N 241, предусмотрено, что для получения компенсации расходов на реализацию прав и льгот инвалидов предприятия заключают "договор о возмещении расходов" с департаментом городского хозяйства мэрии города. Такой договор между МУП "Водоканал" и мэрией г. Архангельска не заключался, в связи с чем средства на возмещение выпадающих доходов по предоставленным льготам МУП "Водоканал" в составе расходов городского бюджета ни в 1999, ни в 2000 не предусматривались. Таким образом, нет законных оснований для взыскания с муниципального образования "Город Архангельск" расходов, понесенных МУП "Водоканал" в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В судебном заседании представитель администрации Архангельской области просил оставить решение без изменения и пояснил, что органы федерального казначейства возмещают муниципальному образованию "Город Архангельск" все расходы, понесенные в связи с компенсацией предприятиям выпадающих доходов. Кроме того, мэрия г. Архангельска получила из областного бюджета средства на возмещение выпадающих доходов предприятий в 1999-2000 годах.

Минфин РФ, мэрия г. Архангельска и МУП "Водоканал" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, МУП "Водоканал" в 1999 - 2000 годах при взимании платы за водоснабжение жилищного фонда, в котором проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, предоставляло 50% скидку в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В связи с этим у истца возникли убытки в размере 1 753 261 руб. 44 коп., что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. Поскольку понесенные убытки подлежат компенсации, истец обратился в суд с настоящим иском.

Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), расходы, связанные с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.

Из материалов дела усматривается, что льготы предоставлены по муниципальному жилищному фонду.

Закон Архангельской области от 22.01.98 "О социальной защите инвалидов" не содержит норм, устанавливающих порядок возмещения предприятиям расходов, связанных с предоставлением льгот. Представитель администрации Архангельской области в заседании суда первой инстанции пояснил, что порядок компенсации указанных расходов субъектом Российской Федерации не устанавливался.

Вместе с тем такой порядок установлен постановлением мэра г. Архангельска от 05.11.96 N 241, согласно которому суммы выпадающих доходов предприятий, поставляющих коммунальные услуги инвалидам, возмещаются этим предприятиям в полном объеме ежемесячно из средств, предусмотренных городским бюджетом.

Из материалов дела следует, что расходы на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" учитывались при определении размера финансовой помощи Архангельской области из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (л.д. 58, т. 2).

Согласно Законам Архангельской области об областных бюджетах на 1999 и 2000 годы в бюджетах области предусмотрена финансовая помощь муниципальному образованию "Город Архангельск" на выполнение федеральных социальных законов в размере 13 028 000 руб. в 1999 году и 35 192 000 руб. в 2000 году. Факт получения мэрией г. Архангельска предусмотренных областными бюджетами средств подтверждается справкой Финансово-казначейского управления мэрии г. Архангельска (л.д. 4, т. 2) и отзывом на иск (л.д. 86, т. 2).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования МУП "Водоканал" за счет казны муниципального образования "Город Архангельск".

То, что между истцом и департаментом городского хозяйства мэрии г. Архангельска не заключен "договор о возмещении расходов", предусмотренный разделом 3 Временного порядка, и отсутствие в связи с этим договорных отношений между сторонами не влияет на правильность выводов суда, поскольку право предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, на компенсацию выпадающих доходов основано на Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не зависит от заключения названного выше договора.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 11.2001 по делу N А05-2853/01-162/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Архангельска - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.Н.Комаров
И.Л.Грачева

Т.В.Сапоткина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2002 г. N А05-2853/01-162/21


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника