Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 января 2002 г. N А56-25728/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Клириковой Т.В.,
судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Гераськина К.А. (доверенность от 03.01.2002 N 04-05/86), от отделения Федерального казначейства по Центральному району Санкт-Петербурга Жернаковой Ю.Н. (доверенность от 14.01.2002 N 01-25/65),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2001 по делу N А56-25728/01 (судьи Протас Н.И., Ермишкина Л.П., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ларикс" (далее - ООО "Ларикс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 18.11.99 N 01-26/11907/5561 в части взыскания 90 708 рублей налога на добавленную стоимость и обязании возвратить указанную сумму.
Решением суда от 22.10.2001 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что отсутствуют данные о наличии реального существования всех поставщиков ООО "Ларикс" и об уплате ими в бюджет сумм налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "Ларикс" о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Отделение федерального казначейства по Центральному району Санкт-Петербурга оставило вопрос на усмотрение суда.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства ООО "Ларикс" по вопросу возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, по экспортируемым товарам за первый и второй кварталы 1999 года, о чем составлен акт от 17.11.99. По результатам проверки вынесено решение от 18.11.99 N 01-26/1190/5561 взыскании с ООО "Ларикс" суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость.
Из решения налоговой инспекции видно, что в возмещении 82 019 рублей налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, истцу отказано в связи с тем, что налоговой инспекцией проводятся встречные проверки предприятий-поставщиков товаров, сырья, материалов и иных ресурсов, использованных при осуществлении экспорта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары, работы и услуги.
Согласно пункту 3 статьи 7 этого же Закона в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 этого Закона.
Пункт 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" содержит перечень документов, которые налогоплательщик должен предъявить в обязательном порядке дня обоснования льгот. Из материалов дела следует, что ООО "Ларикс" предъявило все и необходимые документы.
Ни одной нормой права, определяющей порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не установлена в качестве обязательного условия уплата налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиком материальных ресурсов.
Все условия, установленные законодательством, ООО "Ларикс" выполнило, поэтому оснований для отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, у налоговой инспекции не было.
Проверкой также установлено, что ООО "Ларикс" предъявило возмещению из бюджета 8 689 рублей налога на добавленную стоимость, уплаченного коммерческому банку "Санкт-Петербургский Банк Реконструкции и Развития" при оплате услуг по продаже иностранной валюты. Налоговая инспекция полагает, что эти затраты не включаются в себестоимость продукции, в связи с чем не могут быть предъявлены к возмещению из бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с управлением производством, в частности, оплата услуг банков.
Пункт 1 этого же Положения предусматривает, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. То есть критерием относимости затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) является их производственный характер.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что услуги, оказанные банком обусловлены деятельностью ООО "Ларикс" по экспорту товара, а следовательно, их стоимость относится на себестоимость продукции (работ, услуг).
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2001 по делу N А56-25728/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2002 г. N А56-25728/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника