Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2002 г. N А26-4149/01-02-07/157 о признании недействительным требования налоговой инспекции об уплате налога на пользователей автодорог

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 января 2002 г. N А26-4149/01-02-07/157

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Абакумовой И.Д.,

судей Ломакина С.А., Зубаревой Н.А.,

при участии от ООО "Торговый дом "Карелия-Маркет" (доверенность от 25.01.2002),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2001 по делу N А26-4149/01-02-07/157 (судьи Романова О.Я., Переплеснин О.Б., Тойвонен И.Ю.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Карелия-Маркет" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным требования об уплате налога от 03.07.2001 N 4.4.

Решением суда от 04.10.2001 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2001 решение суда отменено и иск удовлетворен.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" от 30.12.99 N 384-ЗРК (далее - Закон о республиканских налогах).

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции, полагая его законным и обоснованным.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая, что суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000 год. Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, о чем составила акт от 04.06.2001 N 44-02/96.

В акте проверки указано, что по налогу на пользователей автомобильных дорог, поступающему в территориальный дорожный фонд Республики Карелия, истец применил ставку 2,5% в отношении выручки от сдачи имущества в аренду, в то время как в соответствии пунктом 1 статьи 6 Закона о республиканских налогах в данном случае установлена ставка 3%.

В связи с этим налоговая инспекция доначислила обществу налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 37 411 руб. и направила требование об уплате налога от 03.07.2001 N 4.4.

Признав указанное требование недействительным, апелляционная инстанция суда правомерно исходила из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2000 году) ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере: 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 2,5 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Средства налога зачисляются: в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 0,5 процента; в территориальные дорожные фонды по ставке 2 процента. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.

Пунктом 1 статьи 6 Закона о республиканских налогах установлена ставка налога 3% для предприятий и организаций, доходы от сдачи в аренду имущества которых составляют 50 и более процентов в общей сумме выручки (кроме доходов от аренды имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, оставляемых в распоряжении предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и предприятий бытового обслуживания населения).

Из смысла данной нормы следует, что для применения ставки налога 2,5% необходимо соблюдение следующих условий: получение организацией дохода от аренды государственной или муниципальной собственности, а также право организации на распоряжение таким доходом.

Истец арендует отдельно стоящие здания, находящиеся в муниципальной собственности города Петрозаводска, на основании договоров аренды с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Петрозаводска от 10.08.2000 N 245 и от 28.08.2000 N 269. Согласно пункту 7.2 указанных договоров усматривается, что истец имеет право сдавать в субаренду 50% арендуемых площадей, при этом размер арендной платы за эти площади увеличивается на повышающий коэффициент 1.3 и перечисляется арендодателю. Оставшаяся сумма платы за субаренду остается в распоряжении истца. Этот пункт договоров соответствует статьям 614 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, в данном случае соблюдены оба условия, необходимых для применения ставки налога 2,5%, и суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод об обоснованном применении истцом указанной ставки.

Податель кассационной жалобы ссылается на необходимость толкования пункта 1 статьи 6 Закона о республиканских налогах с учетом Положения о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Карелия, утвержденного Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 30.04.98 N 294, которое предоставляет право оставлять доходы от арендной платы в своем распоряжении только предприятиям-балансодержателям зданий, закрепленных за ними в оперативном управлении. Этот довод не может быть принят во внимание. Закон о республиканских налогах не содержит отсылочной нормы именно к этому правовому акту и подлежит более расширительному толкованию.

Постановление апелляционной инстанции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2001 по делу N А26-4149/01-02-07/157 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

И.Д.Абакумова
С.А.Ломакин

Н.А.Зубарева

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2002 г. N А26-4149/01-02-07/157


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника