Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г. N А26-2405/01-02-09/158 по иску ИМНС о взыскании с предпринимателя суммы неуплаченного налога на вмененный доход и пени за просрочку уплаты налога

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 ноября 2001 г. N А26-2405/01-02-09/158

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Зубаревой Н.А.,

судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2001 по делу N А26-2405/01-02-09/158 (судья Курчакова В.М.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Локкиной Оксаны Вячеславовны недоимки по единому налогу на вмененный доход (далее - единый налог) за четвертый квартал 2000 года в сумме 20 855 руб. и 545,27руб. пеней.

Решением суда от 20.08.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение суда и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и необоснованность судебного акта. Налоговый орган указывает на то, что в силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить единый налог в соответствии с представленным им расчетом единого налога, поскольку постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 статья 20 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" признана не соответствующей Конституции Республики Карелия лишь в той части, в которой ею не установлены значения иных видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. В остальной части положения данной статьи не признаны неконституционными, и налог на территории Республики Карелия не отменен.

Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 08.08.2000 Локкина О.В. представила в Инспекцию МНС расчет единого налога за четвертый квартал 2000 года. Уведомлением Инспекции МНС от 27.09.2000 N 3705 Локкина О.В. переведена на уплату единого налога в четвертом квартале 2000 года по розничной торговле (магазин); сумма вмененного дохода составила 104 276,25 руб. Согласно представленному ответчиком расчету сумма налога - 20 855 руб., которые подлежали уплате соответственно к сроку 25.09.2000, 25.10.2000 и 25.11.2000 равными долями по 6 952 руб. В связи с неуплатой Локкиной О.В. единого налога за четвертый квартал 2000 года и неисполнением ответчиком требований налогового органа об уплате 20 855 руб. недоимки и 545,27 руб. пеней Инспекция МНС обратилась в арбитражный суд с иском об их взыскании.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно исходил из следующего.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ), объектом обложения единым налогом является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка налога определена в размере 20 процентов вмененного дохода (статья 5 названного Закона).

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 148-ФЗ суммы единого налога рассчитываются с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также 15 повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, установленных данной статьей.

В статье 6 Федерального закона N 148-ФЗ указано, что порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков, предусмотренных статьей 5.

Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 статья 20 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", которой определен порядок расчета единого налога, значения базовой доходности и число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, признана не соответствующей Конституции Республики Карелия в той части, в которой ею не установлены значения иных видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Конституционный Суд Республики Карелия предложил законодателю Республики Карелия в трехмесячный срок привести в соответствие с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" положения статьи 20 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" в части установления видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности и определить их значения. Конституционный Суд Республики Карелия также указал, что суммы единого налога, излишне уплаченные налогоплательщиком с момента вынесения данного Постановления, подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей либо возврату налогоплательщику в соответствии с действующим законодательством.

Законом Республики Карелия "О внесении изменений в статью 20 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" установлены все виды повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. Закон официально опубликован в газете "Карелия" 16.12.2000 и вступил в силу 01.01.2001.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что единый налог на вмененный доход, рассчитанный в соответствии со статьей 20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК, признанной не соответствующей Конституции Республики Карелия, не подлежит взысканию и уплате после 21.07.2000, поскольку его размер определен неправильно - без учета всех пятнадцати коэффициентов базовой доходности, предусмотренных Федеральным законом N 148-ФЗ.

Кроме того, из материалов дела следует, что Инспекцией МНС суммы налога и пеней, предъявленные в иске, не скорректированы с учетом внесенных Законом Республики Карелия от 19.11.2000 N 449-ЗРК в статью 20 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК изменений. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в иске.

Довод Инспекции МНС о том, что предпринимателем не представлены доказательства того, что не установленные статьей 20 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах и сборах на территории Республики Карелия" коэффициенты в случае их наличия могли повлиять на размер уплачиваемого им налога, отклоняется кассационной инстанцией ввиду несостоятельности. Статьями 53 и 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывать обоснованность исковых требований, в том числе по размеру, возложена на налоговый орган, который одновременно является истцом по делу и государственным органом, принявшим ненормативный акт - требование об уплате налога и пеней, положенное в основу настоящего иска. Поскольку при проверке законности судебного акта каких-либо нарушений судом норм материального и процессуального права не установлено, основания для отмены решения суда от 20.08.2001 и удовлетворения жалобы у кассационной инстанции отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2001 по делу N А26-2405/01-02-09/158 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.А.Зубарева
В.В.Дмитриев

А.В.Шевченко

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г. N А26-2405/01-02-09/158


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника