Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2002 г. N А56-20104/01 о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления НДС и об обязании возвратить из бюджета НДС

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2002 г. N А56-20104/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Шевченко А.В.,

судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А.,

при участии от ООО "Камея-Альфа" Растиславской Е.В. (доверенность от 25.12.2001 N 49), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Смирновой Е.В. (доверенность от 12.11.2001 N 04/27057), от отделения федерального казначейства по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Диденко О.В. (доверенность от 06.08.2001 N 01-17/1603),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 23.08.2001 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Герасимова М.М.) и постановление апелляционной инстанции от 12.11.2001 (судьи Баталова Л.А., Левченко Ю.П., Асмыкович А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20104/01,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Камея-Альфа" (далее - ООО "Камея-Альфа") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 06.07.2001 N 17/16280 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 155 019 рублей и об обязании возвратить из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 155 019 руб. за 3-й и 4-й кварталы 2000 года.

К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Отделение Федерального казначейства по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ОФК).

Решением суда от 23.08.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Обязанность возместить из бюджета ООО "Камея-Альфа" налог на добавленную стоимость в сумме 155 019 руб., в том числе 52 520 руб. за 3-й квартал 2000 года и 102 499 руб. за 4-й квартал 2000 года, возложена на налоговую инспекцию и на ОФК.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2001 решение оставлено без изменения, кроме резолютивной части, из которой исключено ОФК как орган, обязанный возместить налог на добавленную стоимость, так как ОФК не принимало какого-либо участия в спорном правоотношении и его действиями (бездействием) не нарушались законные права или интересы ООО "Камея-Альфа".

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, налог на добавленную стоимость не может быть возмещен налогоплательщику до уплаты в бюджет этого налога поставщиками продукции (работ, услуг). Доказательствами же уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками налоговая инспекция не располагает.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, актом выездной налоговой проверки от 16.04.2001 N 17/07-83 подтверждена обоснованность использования льготы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а также обоснованность заявления в декларациях за 3-й и 4-й кварталы 2000 года сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам по тем материальным ресурсам, которые были использованы для целей экспорта товаров.

ООО "Камея-Альфа" 24.05.2001 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 155 019 руб. за 3-й и 4-й кварталы 2000 года согласно представленным декларациям.

Решением налоговой инспекции от 06.07.2001 N 17/16280 истцу по существу было отказано в реализации его права на реальное возмещение налога на добавленную стоимость, так как, по мнению налоговой инспекции, суммы налога не могут быть приняты к зачету или возмещению, поскольку факт переплаты налога в бюджет не подтверждается встречной проверкой поставщиков. В итоге налоговая инспекция в оспоренном решении указала обществу на необходимость уплаты недоимок по налогу на добавленную стоимость в сумме 155 019 руб.

Судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что фактически данная сумма налога на добавленную стоимость истцу реально возмещена не была, вследствие чего сама постановка вопроса о необходимости ее уплаты противоречит правилам исчисления налога на добавленную стоимость, установленным пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", которые действовали в отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и в 3-м и в 4-м кварталах 2000 года. Уплаченные поставщикам суммы налога на добавленную стоимость согласно этим правилам подлежали возмещению (зачету), и вне зависимости от исполнения своих обязательств перед бюджетом третьими лицами - поставщиками, не образовывали обязанность уплаты тех же сумм для данного налогоплательщика.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок зачета и возмещения сумм налога, уплаченного поставщикам, применялся при реализации на экспорт товаров, которые освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Факт экспорта продукции и уплаты истцом налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов, использованных для производства и реализации экспортной продукции, установлен судом и налоговой инспекцией не оспаривается.

Таким образом, судебные инстанции правомерно указали, что возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость в данном случае производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 23.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 12.11.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20104/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.В.Шевченко
В.В.Дмитриев

С.А.Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2002 г. N А56-20104/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве