Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 декабря 2001 г. N А56-17960/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от государственного учреждения "Лужский сельский лесхоз" Качиковой И.А. (доверенность от 15.01.2001),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области на решение от 02.08.2001 (судьи Лопато И.Б., Блинова Л.В., Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 01.10.2001 (судьи Баталова Л.А., Левченко Ю.П., Асмыкович А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17960/01,
установил:
Государственное учреждение "Лужский сельский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция МНС) от 08.06.2001 N 21-1030-Р.
Решением суда от 02.08.2001 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2001 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Инспекция МНС о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка соблюдения Лесхозом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 30.09.2000.
По результатам проверки составлен акт от 15.05.2001 N 21/457-А и принято решение от 08.06.2001 N 21-1030-Р о привлечении Лесхоза к налоговой ответственности.
В ходе проверки установлено, что Лесхоз при исчислении в проверяемый период налога на пользователей автомобильных дорог, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль не учитывал выручку от реализации древесины от рубок, ухода за лесом и секвестрованной древесины.
Полагая, что данные действия Лесхоза являются неправомерными, Инспекция МНС доначислила налог на пользователей автомобильных дорог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, начислила пени и привлекла истца к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Судом установлено, что Лесхоз является некоммерческим государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета.
Из статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесхозы обязаны осуществлять рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок. Древесина, получаемая лесхозом в результате указанных рубок леса, не является произведенным им товаром (работой, услугой), поскольку такое мероприятие осуществляется не с целью получения прибыли, а для повышения продуктивности леса.
Как указано в пункте 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством и имеет статус государственного учреждения.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии с подпунктами 21, 22, 23, 24 пункта 10 Положения на лесхозы возложены обязанности по уходу за лесами, выполнению работ по улучшению природного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств, а также по обеспечению сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород. Рубки ухода, как следует из пункта 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.12.93 N 347, являются лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно-ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины. Рубки осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород. Согласно пункту 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР 14.07.87, собственные средства лесхозов наряду с бюджетными ассигнованиями являются источниками финансирования расходов по ведению лесного хозяйства и налогообложению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, что средства, полученные от реализации древесины от рубок, ухода за лесом и секвестрованной древесины, направлялись на финансирование уставной деятельности Лесхоза.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что рубки ухода за лесом как вид лесохозяйственных работ, осуществляемых специально созданным государственным учреждением, - лесхозом, не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность, поскольку их целью не является получение прибыли.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации полученные средства относятся к неналоговым доходам бюджета.
Следовательно, в данном случае согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" истец не является плательщиком вышеназванных налогов, кроме того, средства, полученные от реализации древесины от рубок, ухода за лесом и секвестрованной древесины не являются объектом обложения данными налогами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, а суд апелляционной инстанции - оставил решение без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 01.10.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17960/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2001 г. N А56-17960/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника