Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2001 г. N А56-20714/01 По иску ИМНС к окружной администрации волости о взыскании штрафа за непредставление сведений о регистрации актов гражданского состояния

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 ноября 2001 г. N А56-20714/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Абакумовой И.Д. и Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Лаптевой В.Э. (доверенность от 26.06.2001 N 10432), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2001 по делу N А56-20714/01 (судья Шульга Л.А.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к окружной администрации Житковской волости Выборгского района Ленинградской области (далее - окружная администрация) о взыскании 5 000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение положения пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта смерти физических лиц.

Решением арбитражного суда от 28.08.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом нормы материального права - пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы и пояснил, что в настоящее время окружная администрация несмотря на отсутствие законных полномочий осуществляет регистрацию не только фактов смерти, но и других событий и действий граждан, для которых законом предусмотрена государственная регистрация.

Ответчик о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен, но своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, окружной администрацией 15.02.2001 зарегистрирован факт смерти физического лица.

Сведения о регистрации смерти физического лица представлены ответчиком в налоговую инспекцию 05.03.2001.

Налоговой инспекцией проведена проверка своевременности представления окружной администрацией сведений о регистрации актов гражданского состояния, по результатам которой составлен акт от 18.04.2001 N 98.

На основании данного акта налоговой инспекцией 16.05.2001 вынесено решение N 14-23/7635 о привлечении окружной администрации в соответствии с пунктом 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой ответственности за нарушение положения пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта смерти физических лиц - в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб. В решении окружной администрации предложено уплатить штраф в срок до 04.06.2001.

Ответчиком штрафные санкции добровольно не уплачены, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что окружная администрация не наделена полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, и в связи с этим оснований для привлечения ее к ответственности за несвоевременное представление сведений о регистрации актов гражданского состояния у налогового органа не имелось.

Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного Федерального закона.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Законом Ленинградской области от 31.12.99 N 65-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями Ленинградской области" внесены изменения в статью 2 Закона Ленинградской области от 11.05.99 N 33-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Выборгский район отдельными полномочиями Ленинградской области" и из делегированных ранее полномочий администрации поселков и волостей муниципального образования Выборгский район исключена государственная регистрация актов гражданского состояния. При этом названным нормативным актом администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области переданы бессрочные полномочия по обеспечению деятельности отдела записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством, что не дает права на регистрацию актов гражданского состояния.

В соответствии с Положением об окружной администрации Житковской волости муниципального образования Выборгский район Ленинградской области (л.д. 17-21) окружная администрация является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области. При этом какие-либо сведения об осуществлении окружной администрацией регистрации актов гражданского состояния в названном Положении отсутствуют.

Таким образом, вывод суда о том, что ответчик как структурное подразделение администрации муниципального образования не наделен полномочиями непосредственно от своего имени осуществлять регистрацию актов гражданского состояния и, следовательно, не может нести ответственность за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о фактах смерти физических лиц, является обоснованным.

Кроме того, заявляя требование о взыскании с ответчика налоговых санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инспекция не представила в суд доказательств того, что несвоевременное извещение о регистрации актов гражданского состояния ответчик допустил повторно в течение календарного года. В материалах дела отсутствует решение налоговой инспекции о привлечении окружной администрации к налоговой ответственности за ранее допущенные аналогичные правонарушения. При таких обстоятельствах квалификация налоговой инспекцией действий ответчика по пункту 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2001 по делу N А56-20714/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.Н.Комаров
И.Д.Абакумова

С.А.Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2001 г. N А56-20714/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника