Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. N А52/2153/2001/2 о признании недействительным решения налоговой инспекции в части уплаты налога на прибыль, НДС, лесных податей, а также пеней за несвоевременную уплату налогов, о взыскании штрафов за неполную уплату налога на прибыль и лесных податей

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2001 г. N А52/2153/2001/2

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Ломакина С.А.,

судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,

при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пустошкинскому району Псковской области Болоболова В.П. (доверенность от 01.08.2001 N 00/457), от Государственного учреждения "Пустошкинский сельский лесхоз" Финаженок З.В. (доверенность от 14.12.2001 N 154), Сенченкова В.А. (директор, приказ от 30.09.99 N 28) и Федоровой И.С. (доверенность от 14.12.2001 N 155),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пустошкинскому району Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.09.2001 по делу N А52/2153/2001/2 (судьи Леднева О.А., Радионова И.М., Манясева Г.И.),

установил:

Государственное учреждение "Пустошкинский сельский лесхоз" (далее - лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пустошкинскому району Псковской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 17.05.2001 N 146 в части уплаты: 118 365 руб. налога на прибыль, 36 346 руб. пеней за его несвоевременную уплату, 133 418 руб. налога на добавленную стоимость, 36 225 руб. пеней, 31 032 руб. лесных податей и 19 706 руб. пеней, а также в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль и неуплату лесных податей в виде взыскания штрафов соответственно 23 673 руб. и 6 206 руб.

В судебном заседании истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, уменьшив сумму пеней по налогу на добавленную стоимость на 435 руб., начисленных за несвоевременную уплату этого налога в сумме 955 руб. 96 коп. с оборота по реализации древесины, приобретенной у АОЗТ "Восход".

Решением арбитражного суда от 13.09.2001 иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 13.09.2001 и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения лесхозом законодательства о налогах и сборах за период с 17.03.99 по 01.10.2000, о чем составлен акт проверки от 18.04.2001.

По результатам проверки и представленных истцом разногласий по акту проверки налоговая инспекция вынесла решение от 17.05.2001 N 5 о привлечении лесхоза к налоговой ответственности, доначислении налогов и начислении пеней.

В акте проверки отражено, что лесхоз в проверяемый период осуществлял заготовку древесины (валка леса, трелевка, первичная обработка, складирование и ввоз заготовленной древесины от рубок промежуточного пользования, а также от рубок главного пользования с последующей реализацией).

В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, что истец при определении налоговой базы по налогам на прибыль и добавленную стоимость не учел средства, полученные от реализации древесины от рубок промежуточного пользования, поскольку деятельность по реализации древесины не относится к основной (определенной уставом), является предпринимательской. В связи с этим налоговой инспекцией доначислены налоги на прибыль и добавленную стоимость, соответствующие пени и лесхоз привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль.

Кроме того, по мнению налоговой инспекции, истец обязан уплатить лесные подати за древесину, заготовленную при проведении рубок промежуточного пользования на участках лесного фонда, не установленных лесоустройством и не утвержденных территориальным органом управления лесного хозяйства. Налоговой инспекцией доначислены лесные подати, пени и применена ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования лесхоза, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.

Как следует из статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного Фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Согласно статье 53 названного Кодекса федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

Суд первой инстанции правильно указал, что согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 03.07.97 N 804, от 11.09.98 N 1090, от 19.12.97 N 1601, приказу Минсельхозпрода Российской Федерации от 16.11.98 N 7-239 сельский лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством.

Кроме того, лесхоз является некоммерческим государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, бюджета Псковской области и за счет средств производственной хозрасчетной деятельности.

Согласно подпункту 24 пункта 10 Общего положения о лесхозе федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, и Уставу лесхоза на истца возложено осуществление рубок промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих работ.

Как следует из пункта 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода за лесом в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29.12.93 N 347, рубки ухода за лесом являются важнейшим лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно-ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины. Они осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что рубки промежуточного пользования или рубки ухода за лесом как вид лесовосстановительных работ, осуществляемых специально созданным государством учреждением - лесхозом, не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность, поскольку их целью не является получение прибыли.

Судом первой инстанции установлено, что средства, полученные лесхозом от реализации древесины от рубок промежуточного пользования, зачислялись им на текущий счет "Средства по поручениям", расходовались на финансирование лесохозяйственной деятельности в соответствии со сметой расходов, утвержденной вышестоящей организацией, то есть являлись одним из источников покрытия затрат на лесное хозяйство.

Согласно пункту 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.87 N 159, 183, 116-87, собственные средства лесхозов наряду с бюджетными ассигнованиями являются источником финансирования расходов по ведению лесного хозяйства.

Минфин России письмом от 06.01.95 N 9-5-2/1 подтвердил, что зачисление на текущий счет "Суммы по поручениям" средств, полученных от лесохозяйственной деятельности и направляемых на покрытие затрат лесного хозяйства, является мобилизацией собственных средств и налогообложению указанные средства не подлежат.

Следовательно, спорные средства не могут быть отнесены к доходам, полученным от предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Суд первой инстанции правильно указал, что полученные средства нельзя расценивать как собственную выручку лесхоза, из которой в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определяется валовая прибыль как объект обложения налогом на прибыль.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками этого налога являются предприятия и организации, осуществляющие коммерческую, то есть предпринимательскую деятельность, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Принимая во внимание изложенное, в рассматриваемом случае лесхоз не является плательщиком налога на добавленную стоимость, а следовательно, у него отсутствовала обязанность по его уплате.

Суд пришел к правильному выводу, что истец не является плательщиком налогов на прибыль и добавленную стоимость, а у налоговой инспекции отсутствовали основания для их доначисления, начисления пеней за их несвоевременную уплату и привлечения истца к налоговой ответственности.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 13.09.2001 по делу N А52/2153/2001/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пустошкинскому району Псковской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

С.А.Ломакин
И.Д.Абакумова

Н.Г.Кузнецова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. N А52/2153/2001/2


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника