Решение Арбитражного суда Псковской области от 28 августа 2001 г. N А52/2361/2001/2 О признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности, доначислении НДС, налога на пользователей автодорог и пеней

ГАРАНТ:

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения

Решение Арбитражного суда Псковской области
от 28 августа 2001 г. N А52/2361/2001/2

 

Арбитражный суд Псковской области в составе:

председательствующего Манясевой Г.И.

судей: Радионовой И.М., Ледневой О.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел г.Великие Луки

к Инспекции МНС РФ по г.Великие Луки

о признании недействительным решения от 19.07.01г. N 03-728 и встречный иск о взыскании 89544 руб.

при участии в заседании:

от истца: Александров Ю.И., начальник ОВО при УВД Псковской области, по доверенности от 27.08.2001г. N 704; Алексеева И.А., начальник 7ЭО ОВО при УВД Псковской области, по доверенности от 27.08.01г. N 705; Трескунов С.А. - ст. инспектор, по доверенности от 29.03.01г. N 242 от ответчика: Иванов С.В.- начальник юридического отдела, по доверенности от 27.03.01г. N 08/1802

установил:

Отдел вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки обратился с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г.Великие Луки N 03-728 от 19.07.01г.

Инспекция МНС РФ по г.Великие Луки заявила встречный иск о взыскании с отдела вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки налоговых санкций в сумме 89544 руб., наложенных решением N 03-728 от 19.07.01г. по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налогов на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог.

Инспекция МНС РФ по г.Великие Луки исковые требования не признала, считают, что согласно п.п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) в целях главы 21 Налогового кодекса РФ только те работы (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, если эти услуги являются исключительными, оказываются только этим органом. Не считают, что услуги по охране, оказываемые вневедомственной охраной, носят исключительный характер, поскольку эти услуги могут отказывать и хозяйствующие субъекты.

Отдел вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки исковые требования Инспекции МНС РФ по г.Великие Луки о взыскании налоговых санкций не признал, поскольку не считает себя плательщиком налога на добавленную стоимость от реализации услуг по охране объектов и налога на пользователей автодорог, т.к. не имеют выручки, которая подлежит налогообложению.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что при камеральной проверке деклараций по НДС и налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 кв. 2001г. отдела вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки Инспекция МНС РФ по г.Великие Луки посчитала, что отдел вневедомственной охраны необоснованно применил льготу по п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ по выручке, полученной от основного вида деятельности - за охрану имущества собственников на основе договоров в размере 2757610 руб. в результате чего недоначислен НДС в размере 551522 руб., одновременно занижена сумма НДС, принимаемая к вычету на 131379, руб. В итоге доначислен НДС в сумме 420143 руб.

Также налоговый орган в соответствии с Законом РФ от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" доначислил налог на пользователей автомобильных дорог за 1 кв. 2001г. от суммы выручки от реализации услуг за 1 кв. 2001г. в сумме 27576 руб.

По результатам проверки инспекция МНС РФ по г.Великие Луки вынесла решение N 07/728 от 19.07.01г. о привлечении отдела вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы НДС в размере 84029 руб. и налога на пользователей автомобильных дорог в размере 5515 руб., а также предложено в срок, указанный в требовании, перечислить суммы доначисленных налогов, пени и штрафы в соответствующий бюджет. Отдел вневедомственной охраны требование Инспекции МНС РФ по г.Великие Луки не исполнил, просит признать решение налогового органа недействительным, т.к. в соответствии с действующим законодательством им вменена в обязанность охрана на основе договоров имущества юридических и физических лиц, поэтому они пользуются льготой в соответствии с п.п. 4 п.2 ст. 146 НК РФ, их деятельность не является предпринимательской. ОВО не получают выручку в понимании Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", т.к. согласно ст. 41 (п.4) Бюджетного кодекса РФ те суммы, которые они получают от собственников по договорам на охрану имущества, относятся к неналоговым доходам и учитываются в бюджете.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования отдела вневедомственной охраны подлежат удовлетворению, а в иске Инспекции МНС РФ по г.Великие Луки о взыскании с ОВО налоговых санкций в сумме 89544 руб. следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом РФ "О милиции" милиция в РФ - система государственных органов исполнительной власти. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. Охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества является обязанностью, а не правом милиции. Согласно ст. 35 Закона о милиции, требованиям Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.92г. N 589, подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров, осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержатся за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. Данные средства используются на улучшение материальнотехнического обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников и стимулирования их труда в предусмотренном законодательством порядке.

Подразделения вневедомственной охраны осуществляют свою деятельность во исполнение целей и задач, установленных Законом о милиции, а полученные средства, которые в соответствии со ст. 41 (п.4) Бюджетного кодекса РФ, относятся к неналоговым доходам бюджета, могут использоваться только на цели, предусмотренные Законом РФ "О милиции".

Деятельность ОВО при ОВД г.Великие Луки не является предпринимательской.

При таких обстоятельствах отдел вневедомственной охраны правомерно воспользовался льготой по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Пунктом 21.2 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 15.05.95г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" определено, что учреждения, финансируемые собственником (в т.ч. бюджетные), и другие некоммерческие организации, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности. Как изложено выше, деятельность ОВО, в понимании ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской не является, а значит отсутствовал объект налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог.

Исходя из изложенного, суд считает, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в сумме 420143 руб. и налога на пользователей автодорог в сумме 27576 руб. и следовательно, налоговый орган необоснованно начислил пени за их неуплату и привлек отдел вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за несвоевременную уплату данных налогов.

Отделу вневедомственной охраны следует вернуть из бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 1000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 93, 124-127, 132, п. 3 ст. 135 АПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по г.Великие Луки N 03/728 от 19.07.01г., вынесенное в отношении отдела вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Вернуть отделу вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.

Выдать исполнительный лист, справку на возврат госпошлины.

В иске Инспекции МНС РФ по г.Великие Луки к отделу вневедомственной охраны при ОВД г.Великие Луки о взыскании налоговых санкций в сумме 89544 руб. отказать.

 

Председательствующий:
Судьи:

Г.И.Манясева
О.А.Леднева

И.М.Радионова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Псковской области от 28 августа 2001 г. N А52/2361/2001/2


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения