Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2001 г. N А56-20389/01 По иску ЗАО об обязании ИМНС возвратить из бюджета РФ суммы НДС по экспорту и по внутреннему рынку, а также процентов за нарушение срока возврата налога

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2001 г. N А56-20389/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Корпусовой О.А.,

при участии от закрытого акционерного общества "Северо-Западная лесопромышленная компания" Давыдовой С.А. (доверенность от 01.03.2001), Фомина И.В. (доверенность от 06.04.2001 N 4158), Минье В.В. (доверенность от 06.04.2001 N 4155), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Сургановой В.В. (доверенность от 15.01.2001 N 04/853), от Отделения федерального казначейства по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Министерства финансов Российской Федерации Иванова М.В. (доверенность от 28.08.2001 N 01-17/1767), от Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу Иванова М.В. (доверенность от 11.05.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 06.08.2001 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 27.09.2001 (судьи Галкина Т.В., Зайцева Е.К., Корж Н.Я.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20389/01,

установил:

Закрытое акционерное общество "Северо-Западная лесопромышленная компания" (далее - общество, компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) возвратить из бюджета 11 173 137 руб. налога на добавленную стоимость и взыскании с нее 232 624 руб. 71 коп. процентов за нарушение срока возврата налога.

В качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - Управление казначейства), а в качестве второго ответчика по делу - Отделение федерального казначейства по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Министерства финансов Российской Федерации (далее - Отделение казначейства).

Решением от 06.08.2001 суд обязал Инспекцию и Отделение казначейства возвратить обществу из бюджета 11 173 137 руб. налога на добавленную стоимость и взыскал с Инспекции 414 руб. 73 коп. процентов за нарушение срока возврата налога, подлежащего возмещению по внутреннему рынку за IV квартал 2000 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2001 решение суда изменено в части обязания Отделения казначейства возвратить обществу из бюджета 11 173 137 руб. налога на добавленную стоимость. В иске к Отделению казначейства отказано.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в иске. Судебные инстанции, по мнению Инспекции, неправильно применили пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку у общества имеется задолженность по налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества их отклонили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество неоднократно обращалось в Инспекцию с заявлением о возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при реализации продукции на экспорт и на внутреннем рынке, за II и IV кварталы 1999 года, I, II и IV кварталы 2000 года.

Инспекция не произвела возмещение налога на добавленную стоимость.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно сослались на то, что возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость связано с наличием у налогоплательщика права на льготу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) и фактом уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов. При этом судебными инстанциями установлено, материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что обществом фактически осуществлен экспорт товаров и выполнены требования Закона об НДС по подтверждению права на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона об НДС от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона об НДС сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

В пункте 3 статьи 7 Закона об НДС указано, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона об НДС.

Право общества на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость за IV квартал 2000 года подтверждается положениями главы 21 НК РФ.

Судебные инстанции правомерно удовлетворили исковые требования компании о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов.

Доводы кассационной жалобы о наличии у компании задолженности по налогам, пеням и штрафам являются несостоятельными и правомерно отклонены судебными инстанциями. Как усматривается из содержания лицевой карточки общества (том дела 1, лист 43), по состоянию на 02.08.2001 у компании имелось 25 699 930 руб. 03 коп. задолженности по налогам, пеням, штрафам, при этом истец имел право на возмещение из бюджета 45 824 039 руб. 51 коп. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции. В акте от 31.07.2001 N 3968 (том дела 1, лист 41) Инспекцией признано право общества на возмещение из бюджета 17 941 770 руб. налога на добавленную стоимость.

В нарушение требований статьи 176 НК РФ Инспекция в течение всего 2001 года не производила зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату обществу как по внутреннему рынку, так и по экспорту, в счет его задолженности по недоимкам, пеням и налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет.

Инспекцией 20.09.2001 вынесено заключение N 3439 о зачете по сроку 01.01.2001 17 789 206 руб. 50 коп. налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, в счет недоимки по этому налогу по внутреннему рынку. В связи с данными обстоятельствами ответчик полагает, что суммы налога на добавленную стоимость, заявленные к возмещению из бюджета по настоящему делу, зачтены в счет платежей указанного налога по внутреннему рынку и не могут быть возвращены из бюджета по решению суда. Однако указанное заключение вынесено после принятия решения судом первой инстанции и не может являться основанием к отмене законного судебного акта. Более того, как уже отмечалось, общество имеет право на возмещение из бюджета 45 824 039 руб. 51 коп. налога на добавленную стоимость, достаточных для зачета имеющейся задолженности по налогам, пеням и штрафам (25 699 930 руб. 03 коп.) и удовлетворения заявленного по настоящему делу требования о возврате из бюджета 11 173 137 руб. налога на добавленную стоимость.

Правильными также являются выводы судебных инстанций о частичном удовлетворении требований общества о взыскании процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость, установленных статьей 176 НК РФ.

Нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие порядок возмещения налога на добавленную стоимость до введения в действие главы 21 НК РФ, не предусматривали обязанности налоговых органов по выплате процентов в случае нарушения срока возмещения налога, в связи с чем судебные инстанции правомерно рассмотрели обоснованность начисления процентов только по суммам налога, подлежащим возмещению за IV квартал 2000 года.

Согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О порядке введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Поскольку право общества на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость за IV квартал 2000 года возникло на основании декларации, представленной в 2001 году, то есть в период действия главы 21 НК РФ, обязанность Инспекции по возмещению налога на добавленную стоимость и порядок исполнения этой обязанности также регулируются главой 21 НК РФ.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению за IV квартал 2000 года, по внутреннему рынку составил 19 917 руб., а по экспортным операциям - 1 883 155 руб.

Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма налога на добавленную стоимость подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных пунктом 3 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Заявление общества на возврат налога на добавленную стоимость (по внутреннему рынку) получено Инспекцией 08.05.2001. В двухнедельный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 176 НК РФ, ответчиком не принято решение о возврате налога и не направлено на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Установив нарушение сроков возврата налога, установленных указанным пунктом, судебные инстанции правомерно удовлетворили требование общества о взыскании 414 руб. 73 коп. процентов за просрочку возврата налога на добавленную стоимость по внутреннему рынку.

В части возмещения налога на добавленную стоимость по товарам, облагаемым по ставке 0 процентов, законодателем предусмотрен иной порядок возврата, который производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Возврат сумм налога осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2000 года (по экспорту) представлена компанией в Инспекцию 04.04.2001. Таким образом, даже в случае своевременного (по истечении трех месяцев) направления Инспекцией решения о возврате налога на добавленную стоимость в органы федерального казначейства, нарушение срока возврата могло бы исчисляться не ранее 27.07.2001. Обществом же рассчитаны проценты за нарушение сроков возврата налога с 14.06.2001 по 13.07.2001, в связи с чем судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость по экспортной деятельности.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 06.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20389/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

М.В.Пастухова
Л.И.Кочерова

О.А.Корпусова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2001 г. N А56-20389/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника