Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2001 г. N А52/2647/00/2 По иску ИМНС РФ к ГУП ОЖД о взыскании штрафа за непредставление налоговых деклараций, а также штрафа за неполную уплату налогов на пользователей автодорог, с владельцев автотранспортных средств и на содержание жилищного фонда, платежей за загрязнение окружающей среды, за право пользования недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы и сбора на нужды милиции, за неполную уплату налогов и сборов

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2001 г. N А52/2647/00/2

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Клириковой Т.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дновскому району Тюриной В.Ф. (доверенность от 09.01.2001 N 04/15),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Псковской области от 30.11.2000 по делу N А52/2647/00/2 (судья Разливанова Т.А.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дновскому району (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском о взыскании с государственного унитарного предприятия Санкт-Петербург-Витебское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ГУП ОЖД, предприятие) 22 153 руб. налоговых санкций.

Решением от 30.11.2000 с ГУП ОЖД взыскано в доход бюджета 19 953 руб. налоговых санкций. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ГУП ОЖД, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать в иске. Суд, по мнению предприятия, неправильно применил пункт 3 статьи 5 и пункт 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах), нормы Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, взимаемого с юридических лиц, утвержденного решением Малого совета Дновского районного Совета народных депутатов от 21.05.93 N 35 (далее - Положение N 35), поскольку подсобное хозяйство "Экспресс" как производитель сельскохозяйственной продукции правомерно воспользовалось льготой в виде освобождения от уплаты указанных налогов. ГУП ОЖД считает, что в силу пункта 1 статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах) не является плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В отзыве на кассационную жалобу ИМНС просит оставить решение суда в части удовлетворенных исковых требований без изменения, считая его законным и обоснованным.

Представители ГУП ОЖД, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ИМНС отклонил доводы кассационной жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ИМНС провела выездную налоговую проверку структурного подразделения ГУП ОЖД - локомотивного депо Дно (далее - структурное подразделение) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 01.04.2000, по результатам которой составлен акт от 17.08.2000 N 289 и принято решение от 27.09.2000 N 351 о привлечении ГУП ОЖД к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе проверки установлены неполная уплата предприятием налогов на пользователей автомобильных дорог, с владельцев автотранспортных средств и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; платежей за загрязнение окружающей природной среды, за право пользования недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбора на нужды милиции, 10% платы за загрязнение окружающей природной среды, а также непредставление налоговых деклараций.

За указанные нарушения предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 119 и пунктом 4 статьи 114 НК РФ, а также подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах).

Судом установлено, что в состав структурного подразделения входит подсобное хозяйство "Экспресс" (далее - подсобное хозяйство), которое занимается производством сельскохозяйственной продукции. Подсобное хозяйство не имеет своего расчетного счета. Выручка, полученная в результате его деятельности, зачисляется на счет структурного подразделения.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона о дорожных фондах от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог освобождаются предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес от доходов которой составляет 70 и более процентов. Аналогичная норма в отношении налога с владельцев транспортных средств содержится в пункте 4 статьи 6 Закона о дорожных фондах, а в отношении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - в пункте 5 Положения N 35.

Согласно статьям 11 и 19 НК РФ налогоплательщиками с 01.01.99 признаются предприятия - юридические лица, а филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (абзац 2 статьи 19 НК РФ).

Доказательств того, что удельный вес доходов от сельскохозяйственной продукции подсобного хозяйства в общем объеме доходов предприятия составил 70 и более процентов, ГУП ОЖД не представлено. Ссылка ответчика на то, что у подсобного хозяйства выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 100 процентов, является несостоятельной, поскольку по указанным налогам льгота предоставляется не по факту производства сельскохозяйственной продукции, а в зависимости от ее удельного веса в общем объеме доходов предприятия.

Судом правомерно произведено взыскание с ГУП ОЖД штрафов за неполную уплату налогов на пользователей автомобильных дорог, на владельцев транспортных средств и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Правильными также являются выводы суда первой инстанции об обязанности ГУП ОЖД уплачивать отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и производить платежи за пользование недрами.

Согласно статье 39 Закона о недрах пользование недрами является платным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 названного Закона от платежей освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом участке непосредственно для своих нужд.

Из приведенного положения закона следует, что собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом земельном участке не непосредственно для своих нужд, от платежей за пользование недрами не освобождаются.

Использование указанными лицами общераспространенных полезных ископаемых или подземных вод на производственные или технологические цели не может считаться использованием непосредственно для своих нужд, поскольку конечной целью любой производственной (технологической) деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли.

Как видно из материалов дела, подсобное хозяйство осуществляло добычу подземных вод и использовало их в процессе производства сельскохозяйственной продукции, а следовательно, являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежей за пользование недрами.

В нарушение пункта 3 Положения о целевых сборах с предприятий на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, утвержденного распоряжением администрации Дновского района от 31.05.94 N 238, ответчиком в 1999 году не включена в расчет сбора на содержание милиции списочная численность работников подсобного хозяйства, что повлекло неуплату сбора на содержание милиции.

Материалами дела также подтверждается неполная уплата ответчиком в 1998 году 10% платы за загрязнение окружающей среды.

Судом правомерно взысканы с ГУП ОЖД штрафы за неполную уплату сбора на содержание милиции и неуплату 10% платы за загрязнение окружающей среды.

Несостоятельными являются ссылки кассационной жалобы на решение Дновского районного народного суда от 27.10,2000, которым признаны ничтожными протокол общего собрания членов товарищества "Экспресс" от 18.03.93 "Об организации подсобного хозяйства "Экспресс" локомотивного депо Дно" и распоряжение администрации Дновского района от 05.05.93 N 15 "О ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью "Экспресс".

Как установлено судом, с момента создания и на момент проведения налоговой проверки все имущество подсобного хозяйства находилось на балансе структурного подразделения, использовалось им в процессе производственной деятельности, выручка от хозяйственной деятельности зачислялась на счет структурного подразделения. Товарищество с ограниченной ответственностью "Экспресс" (далее - ТОО "Экспресс") не состояло на налоговом учете, не вело производственной деятельности.

При изложенных обстоятельствах на ТОО "Экспресс" не может быть возложена обязанность по уплате налогов, возникшая из деятельности структурного подразделения.

Суд кассационной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о неправомерном применении ИМНС пункта 4 статьи 114 НК РФ в части увеличения на 100% ответственности за непредставление налоговых деклараций за I - IV кварталы 1998 года по 10% плате за загрязнение окружающей природной среды, по платежам за право пользования недрами (I квартал 1998 года и I квартал 1999 года), по отчислениям не воспроизводство минерально-сырьевой базы (I квартал 1998 года и I квартал 1999 года).

Налоговым органом было признано обстоятельством, отягчающим ответственность, привлечение ГУП ОЖД к ответственности за несвоевременное представление расчетов (деклараций) по налогу с продаж за III квартал 1999 года, по плате за загрязнение окружающей природной среды за III квартал 1999 года, по сбору на нужды милиции за 9 месяцев 1999 года по постановлению ИМНС от 19.01.2000 N 1.

Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом, а не налоговым органом.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено, на основании чего правомерно отказано в иске о взыскании штрафа за непредставление деклараций.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 30.11.2000 по делу N А52/2647/00/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

М.В.Пастухова
Т.В.Клирикова

Л.Л.Никитушкина

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2001 г. N А52/2647/00/2


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника