Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2001 г. N А56-22302/01 О признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении НДС по экспорту, в связи с неправомерным представлением НДС к возмещению, а также обязании истца внести необходимые изменения в бухгалтерский учет

ГАРАНТ:

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 сентября 2001 г. N А56-22302/01

 

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

в составе председательствующего Л.В.Блиновой

судей: Т.И.Петренко, Е.Г.Глазкова

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ООО "Росинка"

к Инспекции МНС РФ по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга

о признании недействительным решения

при участии в заседании:

от истца: В.С.Шевченко, по дов. от 14.08.01, Н.А.Челик, по дов. от 14.08.01

от ответчика: Ю.В.Пашуковой, по дов. от 13.11.00

установил:

ООО "Росинка" обратилось с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга от 24.07.01 N 06/1007, как несоответствующего законодательству и нарушающего его законные права и интересы.

В обоснование ссылается на правомерность предъявления НДС к возмещению из бюджета, обоснование права на возмещение пакетом документов.

Ответчик иск не признал, со ссылкой на отсутствие доказательства уплаты НДС в бюджет поставщиками товаров, что является основанием для возмещения НДС из бюджета, что предусмотрено Приказами МНС. Указывает, что в бюджете отсутствует источник выплаты НДС.

Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела истец осуществлял деятельность по экспорту продукции. НДС к возмещению предъявлен за 3 квартал 1999, 1, 2, 4 кварталы 2000 года. В обоснование права на возмещение НДС были представлены документы, подтверждающие экспорт товара и доказательства уплаты НДС поставщикам.

Актом въездной налоговой проверки ИМНС подтверждена правомерность применения истцом льготы документами.

Отказано в возмещении НДС по экспорту, на основании Приказов МНС, которыми предусмотрено подтверждение уплаты НДС поставщиками.

В соответствии с п/п "а" п. 1 ст.5 Закона РФ "О НДС" от налога освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги.

Согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации экспортом товаров признается их вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.

Из материалов дела усматривается, что истец реализовывал продукцию на экспорт.

Валютная выручка от иностранного покупателя по указанному контракту поступила на счет истца, что подтверждается инвойсом, платежными документами, выписками банка.

При указанных обстоятельствах у ИМНС не имелось правовых оснований считать, что у истца отсутствовало право на льготу по НДС, установленную п/п "а" п. 1 ст.5 Закона РФ "О НДС".

Согласно п. 2 и 3 ст. 7 Закона РФ "О НДС" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и между суммами, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в 10-ти дневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога на НДС, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с п/п "а" п.1 ст.5 Закона РФ "О НДС" в связи с их экспортом.

Из приведенных норм закона следует, что налогоплательщик вправе предъявить к возмещению из бюджета сумму НДС, фактически уплаченную поставщикам при расчетах за товары (работы, услуги), использованные при экспорте продукции, если подтвердит первичными документами оплату поставщикам приобретенных товаров (работ, услуг) вместе с НДС и обоснованность отнесения их стоимости на издержки обращения.

Факт оплаты поставщику товаров, реализованных на экспорт, подтверждается платежными поручениями, счет-фактурами. Продукция оплачена поставщику вместе с НДС.

Следовательно, налогоплательщик имел право на основании п. 2 и 3 ст. 7 Закона РФ "О НДС" предъявить к возмещению из бюджета либо к зачету сумму НДС, уплаченную при расчетах за поставленную продукцию и ИМНС была обязана в срок, установленный п. 3 ст.7 Закона РФ "О НДС" удовлетворить требование налогоплательщика по 3 кв. 1999, 1, 2 кв. 2000г.

Нормы Закона РФ "О НДС", Инструкции ГНС N 39 связывают право на возмещение НДС не с фактическим внесением самого налога в бюджет поставщиками, а с уплатой НДС покупателем поставщику при оплате товара.

Ни одним законодательным актом в области налогообложения на налогоплательщика не возлагается обязанность проверять уплату НДС другими налогоплательщиками - поставщиками продукции товаров (работ, услуг).

Поэтому доводы ИМНС об отсутствии доказательств уплаты в бюджет НДС поставщиками, как основание отказа в зачете НДС признаны судом неправомерными.

По 4 кварталу следует руководствоваться ч.2 Налогового Кодекса.

Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено возмещение налоговым органом НДС, уплаченного налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг - ст. 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (п/п 1 ст. 164 НК РФ) не позднее 3-х месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с п. 7 ст. 164 НК РФ.

В течение указанного срока налоговый орган обязан провести проверку обоснованности сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации и принять решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения этого решения.

Суд считает, что ответчиком выполнены требования статьи 176 НК РФ по проверке обоснованности сведений, отраженных истцом в налоговых декларациях по НДС за 4 кв.2000 года и вынесено решение путем оформления решения об отказе в возмещении НДС.

Право истца на налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, подтверждается документами, предусмотренными ст. 165 НК РФ: выписками банка, подтверждающими фактическое поступление экспортной выручки, ГТД, поручениями на отгрузку.

Суммы налоговых вычетов, предусмотренные ст. 171 НК РФ и, подлежащие возмещению, подтверждаются документами, установленными ст. 171 НК РФ: счетами-фактурами, платежными документами о фактической уплате сумм налога.

Подлинные документы, подтверждающие право на возмещение НДС, обозревались в судебном заседании.

Согласно ст. 171 НК РФ налоговым вычетом подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления производственной деятельности и перепродажи.

Истцом выполнены требования Налогового кодекса для возмещения НДС в порядке ст. 176 НК РФ.

Нормы НК РФ не связывают право налогоплательщика на возмещение (возврат) НДС с фактическим внесением в бюджет поставщиками товаров налога, полученного от покупателя товаров (работ, услуг), а ставят это право в зависимость от предъявления налога налогоплательщику и уплаты налогоплательщиком налога при приобретении товаров поставщиками.

Поэтому суд считает, что налоговым органом неправомерно отказано истцу в возмещении НДС за 4 кв.2000 года. Исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Таким образом решение ИМНС подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст. 93 АПК РФ истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 93, 124-128, 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать недействительным решение ИМНС РФ по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга от 24.07.01 N 06/1007.

Выдать ООО "Росинка" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1 000 руб. после вступления решения в законную силу.

 

Председательствующий
Судьи

Л.В.Блинова
Т.И.Петренко

Е.Г.Глазков

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2001 г. N А56-22302/01


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения