Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2002 г. N А05-8994/01-451/22 по иску ФГУП к ИМНС РФ о признании недействительным решения налоговой инспекции об уплате налога на пользователей автодорог и пеней за его несвоевременную уплату

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2002 г. N А05-8994/01-451/22

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Ломакина С.А., Шевченко А.В.,

при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Звездочка" Антонова Н.С. (доверенность от 12.04.2000 N 545/106-1),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2001 по делу N А05-8994/01-451/22 (судьи Хромцов В.Н., Сметанин К.А., Шадрина Е.Н.),

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Звездочка" (далее - ФГУП) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительными требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - Инспекция МНС) от 27.08.2001 N 21/1688 и N 21/1689 об уплате налога на пользователей автомобильных дорог и пеней за его несвоевременную уплату.

Решением суда от 16.10.2001 иск удовлетворен частично. Оспариваемые требования признаны недействительными в части внесения платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог и соответствующих пеней, направляемых в территориальный дорожный фонд. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение и отказать в иске в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

ФГУП в отзыве на кассационную жалобу указало на несостоятельность ее доводов. В судебном заседании представитель истца, поддержав доводы, изложенные в отзыве, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Инспекция МНС в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направила в адрес истца два требования от 27.08.2001 N 21/1688 и N 21/1689, которыми ФГУП предписано уплатить задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог и пени за его неуплату.

Удовлетворяя иск в части налога на пользователей автомобильных дорог и соответствующих пеней, направляемых в территориальный дорожный фонд, суд исходил из того, что срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд законодательством не установлен.

Данный вывод кассационная инстанция считает ошибочным.

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом. Согласно статье 2 указанного Закона порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 5 данного Закона установлена обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог. Статьей 5 Закона определены размер ставок федерального налога на пользователей автомобильных дорог, а также процентная ставка налога, зачисляемого как в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, так и в территориальные дорожные фонды.

Полномочия Верховного Совета Российской Федерации, утвердившего постановлением от 23.01.92 N 2235-1 Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок), в котором определены элементы налога, в том числе и срок его уплаты - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц (пункт 10), предусмотрены Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт 5 статьи 19). Постановления Верховного Совета Российской Федерации входят в систему законодательных актов Российской Федерации.

Следовательно, установленный Порядком срок уплаты налога относится как к Федеральному дорожному фонду Российской Федерации, так и к территориальным дорожным фондам.

На это же указано и в постановлении Федерального Арбитражного суда Московского округа от 15.08.2001 N КА-А40/4190-01 (иск ОАО "Машиностроительный завод" о признании недействительными пунктов 37 и 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"), согласно которому оспариваемые пункты Инструкции N 59 признаны соответствующими действующему законодательству.

Кроме того, аналогичный срок уплаты налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд (до 15 числа за прошедший месяц) предусмотрен пунктом 9 Временного порядка образования и использования территориального (областного) дорожного фонда в Архангельской области, утвержденного распоряжением главы администрации Архангельской области от 14.02.92 N 147-р.

Истцом не оспариваются по размеру сумма недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог как в части платежей, зачисляемых в федеральный дорожный фонд, так и в территориальный, а также суммы соответствующих пеней, что подтверждено представителем ФГУП в заседании кассационной инстанции. При таких обстоятельствах, а также при наличии недоимки по лицевому счету налогоплательщика направление Инспекцией МНС истцу оспариваемых требований правомерно и у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме. Поэтому решение суда в части удовлетворения иска подлежит отмене, а исковые требования - отклонению с отнесением расходов по госпошлине за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций на истца.

Ссылка ФГУП на нарушение Инспекцией МНС, установленного статьей 70 НК РФ срока направления требования не может служить основанием для признания ненормативного акта налогового органа (оспариваемых требований) недействительным, поскольку данный срок не является пресекательным.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2001 по делу N А05-8994/01-451/22 отменить в части.

В иске Федеральному государственному унитарному предприятию "Звездочка" в части признания недействительными требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску от 27.08.2001 N 21/1688 и N 21/1689 об уплате налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, и соответствующих пеней отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Звездочка" в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

 

Председательствующий
Судьи

Н.А.Зубарева
С.А.Ломакин

А.В.Шевченко

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2002 г. N А05-8994/01-451/22


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника