Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2001 г. N А05-6305/01-307/12 По иску ГУП о признании недействительным требования налоговой инспекции и решения о бесспорном взыскании налога на пользователей автодорог и пеней в части, направляемой в территориальный дорожный фонд

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 ноября 2001 г. N А05-6305/01-307/12

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,

при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Юренского Л.Н. (доверенность от 05.04.2001 N 10/5707), от ГУП НИПТБ "Онега" Ковалевой И.Н. (доверенность от 19.07.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Североморску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.08.2001 по делу N А05-6305/01-307/12 (судьи Ивашевская Л.И., Полуянова Н.М., Хромцов В.Н.),

установил:

Государственное унитарное предприятие Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега" (далее - ГУП НИПТБ "Онега") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция) от 04.04.2001 N 21/582 и решения от 14.06.2001 N 21/2102 о бесспорном взыскании налога на пользователей автомобильных дорог в части, направляемой в территориальный дорожный фонд, с соответствующими пенями.

Решением суда от 23.08.2001 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что срок для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд установлен; срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не является пресекательным.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ГУП НИПТБ "Онега" просил оставить решение суда без изменения.

Законность решения проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция направила ГУП НИПТБ "Онега" 04.04.2001 требование N 21/582 об уплате территориального налога на пользователей автомобильных дорог. В связи с неисполнением требования вынесено решение от 14.06.2001 N 21/2102 о бесспорном взыскании в бюджет суммы налога и пеней.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В нарушение этого положения в оспариваемом требовании не указан срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах, а также ссылки на положение закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Результатом этого нарушения явилось непонимание ГУП НИПТБ "Онега" обязанности уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальные дорожные фонды, что повлекло неуплату этого налога в добровольном порядке.

Неуказание в требовании срока уплаты налога лишает налогоплательщика и суд возможности проверить обоснованность начисления пеней. Невозможно установить, за какой период насчитывает налоговая инспекция указанный налог. Из справки главного бухгалтера о задолженности ГУП НИПТБ "Онега" по налогу на пользователей автомобильных дорог (лист дела 7) усматриваются иные итоговые цифры, нежели в требовании.

Таким образом, правилен вывод суда первой инстанции о несоответствии требования пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и признании на этом основании требований недействительным.

Также правильно суд признал недействительным решение от 14.06.2001 N 21/2102 о бесспорном взыскании в бюджет налога и пеней, так как оно вынесено на основании признанного недействительным требования.

Однако следует признать неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлен.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 этой статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.

Согласно пункту 10 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Поскольку налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом, то срок его уплаты должен быть единым как в части, зачисляемой в федеральный бюджет, так и в части, зачисляемой в территориальные бюджеты.

Такая позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2001 по делу N КА-А40/4190-01, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 18.06.2001 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.08.2001, об отказе в признании недействительными пунктов 37 и 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59.

Однако решение суда следует оставить без изменения по изложенным выше причинам.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.08.2001 по делу N А05-6305/01-307/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Т.В.Клирикова
Л.И.Кочерова

Л.Л.Никитушкина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2001 г. N А05-6305/01-307/12


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника