Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению
Программа
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на территории
МО "Выборгский район Ленинградской области"
до 2005 года"
г. Выборг
Содержание
Паспорт программы | стр. 3 | |
1. |
Состояние фермерства в районе, цель и задачи программы |
стр. 5 |
2. |
Развитие фермерского самоуправления и межфермерской кооперации |
стр. 7 |
3. | Создание инфраструктуры | стр. 9 |
4. | Обустройство усадеб фермеров | стр. 10 |
5. |
Участие фермеров в программах и мероприятиях поддержки АПК |
стр. 11 |
6. |
Ожидаемые конечные результаты и эффективность программы |
стр. 12 |
Паспорт
муниципальной программы "Развитие крестьянских (фермерских)
хозяйств на территории МО "Выборгский район Ленинградской области"
до 2005 года"
Полное наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на территории МО "Выборгский район Ленинградской области" до 2005 года" |
Основание для разработки |
1. Региональная комплексная программа "Развитие АПК Ленинградской области на 2001-2005 г.г. (Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2000 г. N 50) 2. Муниципальная комплексная программа "Развитие АПК МО "Выборгский район Ленинградской области" на 2001-2005 г.г." (Утверждена постановлением главы администрации МО "Выборгский район Ленинградской области на 2001-2005 г.г." от 07 декабря 2001 г.) 3. Программа развития и поддержки малого предпринимательства на территории МО "Выборгский район Ленинградской области" на 2001-2002 г.г." |
Период реализации программы |
Реализация программы осуществляется в период с 2001 по 2005 г. |
Цель программы | Создание условий для цивилизованной жизни и труда фермеров и обеспечение на этой основе последовательного развития производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. |
Основные задачи и мероприятия программы |
1. Развитие фермерского самоуправления и межфермерской кооперации. 2. Создание элементов фермерской инфраструктуры. 3. Обустройство усадеб фермеров. 4. Обеспечение равномерного (с АО) участия фермеров во всех программах поддержки АПК, финансируемых из федерального, областного и местного бюджетов. |
Объем финансирования из местного бюджета, необходимый для реализации программы на 2002-2005 г.г. |
2001 г. фактически освоено ....... 239,2 т.р. 2002 г. .......................... 600 т.р. 2003 г. .......................... 650 т.р. 2004 г. .......................... 700 т.р. 2005 г. .......................... 700 т.р. |
Ожидаемые конечные результаты |
1. Обеспечение конкурентоспособности на местном и региональном рынке продукции производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, появление на рынке нетрадиционных продуктов питания. 2. Рост доходов сельского населения. 3. Объемы производства валовой сельскохозяйственной продукции в районе возрастут на 12%. Объемы производства в крестьянских хозяйствах возрастут: картофеля .... с 1860 тн до 9300 тн овощей ....... с 1300 тн до 5200 тн мяса ......... с 95 тн до 500 тн молока ....... с 760 тн до 3000 тн |
Разработчики и исполнители программы |
Некоммерческое Партнерство "Фермеры Выборгского района". Комитет по сельскому хозяйству и природным ресурсам МО "Выборгский район Ленинградской области" |
ФИО, должность и телефон руководителя программы |
Злобина Любовь Константиновна Председатель комитета по сельскому хозяйству и природным ресурсам МО "Выборгский район Ленинградской области" Тел. 2-53-24 |
Постановление об утверждении программы |
|
Система организации контроля над выполнением программы |
Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на первого заместителя главы администрации Самусенко Ю.А. Ход реализации программы ежегодно рассматривать на собрании фермеров Выборгского района. |
Состояние фермерства в районе, цель и задачи программы.
За прошедшее десятилетие в районе зарегистрировано около 1000 крестьянских (фермерских) хозяйств, которым выделено в собственность, долгосрочную аренду, или пожизненно наследуемое владение около 10 тыс. га. сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 1200 га. В последние 2-3 года прирост количества хозяйств практически прекратился.
Десять лет назад государство законодательно провозгласило развитие фермерства в стране, в первые 2-3 года оказывало реальную государственную поддержку. Но с усложнением общей экономической ситуации, размеры этой поддержки сократились и в настоящее время недостаточны для поступательного развития. Поэтому в 2001 году в районе реально заявили о себе, как товаропроизводители сельскохозяйственной продукции чуть больше 100 крестьянских (фермерских) хозяйств. Поскольку инвентаризация хозяйств не проводилась, судить о состоянии дел в остальных хозяйствах можно только оценочно.
В 2001 году в функционирующих крестьянских (фермерских) хозяйствах района произведено основных видов сельскохозяйственной продукции:
Молоко .......... 7600 цн
Мясо ............. 950 цн
Картофель ...... 18600 цн
Овощи .......... 13000 цн
Под картофелем в 2001 году было занято 143 га., под овощами 28 га. В крестьянских (фермерских) хозяйствах содержится:
КРС .............. 380 голов
Свиней ........... 800 голов
Овец и коз ....... 250 голов
По урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных целый ряд фермеров вышли на районный уровень, а некоторые значительно превзошли его.
В целом же крестьянские (фермерские) хозяйства развиваются неоднородно и по степени развития их можно отнести к следующим группам:
- Первая группа (40-50 хозяйств) - хозяйства обустроились, приобрели необходимую технику, прошли период становления и относительно успешно осуществляют хозяйственную деятельность, что дает им возможность самостоятельно осуществлять расширенное производство за счет собственных средств.
- Вторая группа (50-60 хозяйств) - хозяйства завершают период становления, производят товарную продукцию, однако испытывают финансовые трудности и без поддержки не смогут развивать и расширять собственное производство.
- Третья группа (250-300 хозяйств) - хозяйства работают в режиме личных подсобных и без государственной поддержки не смогут наладить товарное производство.
- Четвертая группа (600-650 хозяйств) - хозяйства не ведущие хозяйственной деятельности.
В настоящее время видно, что причинами вышеприведенного состояния развития фермерства являются:
во-первых, очевидная несоизмеримость между целями и масштабами продекларированной 10 лет назад программы развития фермерства и ее законодательно-правовым, финансово-ресурсным и организационным обеспечением на федеральном, областном и районном уровнях. Анализ показывает, что необходимые затраты на обустройство и оснащение 1000 созданных в районе фермерских хозяйств примерно равны 10 районным бюджетам;
во-вторых, полная или частичная непригодность большой части земель выделенных фермерам для сельскохозяйственного использования без капитальных затрат. До 80% площади выделенных земель нуждаются в расчистке от мелколесья и кустарников, до 60% - в мелиорации, почти повсеместно отсутствуют правоустанавливающие документы из-за слабого землеустроительного обеспечения.
в третьих, слабость фермерского самоуправления, отсутствие фермерской кооперации.
Вследствие этого, а также разобщенности и разбросанности фермеры района, как и почти 10 лет назад, остаются один на один с такими проблемами, как:
1. залесенность, закустаренность, заболоченность земель, отсутствие межевания, кадастровых планов и агропаспортов;
2. отсутствие дорог, ЛЭП, связи;
3. отсутствие жилья и производственных построек;
4. отсутствие техники и материально-технического обеспечения;
5. трудности с хранением, переработкой и сбытом продукции;
6. отсутствие системы фермерского кредитования.
Поэтому вопрос разработки целевой программы развития фермерства в районе, обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств, развития фермерского самоуправления и межфермерской кооперации, создания фермерской инфраструктуры, определения объемов государственной поддержки остается весьма актуальным. В этой связи целью настоящей программы является создание условий для цивилизованной жизни и труда фермеров и обеспечение на этой основе последовательного развития производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, как неотъемлемой частью агропромышленного комплекса района.
Концептуально программа развития и ее реализация базируются на трех принципах.
Во-первых, концентрация ресурсов и усилий на ключевых направлениях и задачах; такими задачами на данном этапе видятся:
1. всестороннее приоритетное развитие фермерского самоуправления и межфермерской кооперации;
2. создание элементов фермерской инфраструктуры;
3. обустройство усадеб фермеров;
4. обеспечение равноправного (с АО) участия фермеров во всех программах поддержки агропромышленного комплекса, финансируемых из федерального, областного и районного бюджетов.
Во-вторых, создание на основе эффективно работающих хозяйств и органов фермерского самоуправления и приоритетное развитие опорных пунктов по реализации отдельных элементов программ.
В-третьих, адресность программы, предполагающая поддержку эффективно работающих хозяйств, имеющих четкие перспективы развития и способных в последующем оказать поддержку другим хозяйствам.
2. Развитие фермерского самоуправления
и межфермерской кооперации.
Дореволюционный отечественный и современный зарубежный опыт свидетельствуют, что фермерское самоуправление и межфермерская кооперация являются объективной необходимостью успешного развития фермерства. Между тем за прошедшие 10 лет в этом направлении мало что сделано.
Областной Союз фермеров, как орган фермерского самоуправления в области, с первых дней своего создания был больше озабочен внутренними раздорами и разборками, борьбой за власть и ресурсы, чем объективными проблемами фермеров. В результате чего уровень развития фермерства в области до последнего времени занимал одно из последних мест в России. Как следствие, весьма слабо работали и районные фермерские ассоциации, в том числе и в Выборгском районе. К тому же организационные и производственные возможности Союза фермеров и районных фермерских ассоциаций, созданных на юридической основе общественных организаций, были весьма ограничены.
В начале 2000-го года в районе создано некоммерческое Партнерство по поддержке фермерского движения "Фермеры Выборгского района".
Партнерство - организация с добровольным членством, основной целью которой является решение вопросов жизнедеятельности фермеров, представляющих общий интерес, при сохранении их полной самостоятельности. Ядром Партнерства является правление, которое ставит перед собой задачу в течение 2-3 лет превратить некоммерческое партнерство в эффективно работающую на принципах самоуправления организацию способную:
1. представлять и защищать интересы фермеров;
2. оказывать им необходимую правовую, информационную и консуль-тационную помощь;
3. оказывать на основе межфермерской потребительской кооперации услуги по снабжению, переработке и сбыту продукции;
4. организовать на основе межфермерской кооперации совместные лесозаготовки и деревообработку выделяемых фермерам лесных ресурсов, а в перспективе и усадебное обустройство фермеров.
Ключевой задачей ближайших 1-2 лет является увеличение членства фермеров в Партнерстве, то есть превращение Партнерства в организацию - реально представляющую интересы работающих фермеров.
В этом случае Партнерство, с согласия администрации, может взять на себя вопросы инвентаризации крестьянских (фермерских) хозяйств района, анализа их деятельности, сбора более полных и объективных статистических данных о хозяйственной деятельности, причинах бездеятельности и т.д., что на сегодняшний день не под силу одному работнику администрации района, где зарегистрировано более 1000 фермеров.
Для развития фермерского самоуправления, успешного решения вышеперечисленных задач в рамках настоящей программы планируется создание фонда развития Партнерства и финансовой поддержки фермеров на возвратной основе.
Источниками формирования указанного фонда будут членские и накопительный взносы членов Партнерства, доходы от последующей деятельности, прочие источники. Однако, в период становления возможности аккумуляции денежных средств фермеров весьма ограничены. Поэтому представляется необходимым, при согласии администрации, использование для формирования фонда развития и поддержки фермеров части лесных ресурсов, ежегодно выделяемых фермерам на обустройство, или адресное выделение на эти цели дополнительных лесных ресурсов. Такой опыт уже есть в Волосовском районе, где в течение последних 3 лет половина лесных ресурсов, выделяемых фермерам, не делилась на мелкие части, а использовалась концентрированно для решения общих фермерских задач, что принесло весомые положительные результаты.
Программой предусматривается сотрудничество Партнерства и отдельных фермеров с существующей в районе системной потребительской кооперацией, а со второй половины 2001 года приступить к межфермерской кооперации, т.е. к объединению усилий фермеров на конкретных направлениях, представляющих общий взаимный интерес. Такими направлениями на сегодняшний день являются снабжение, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, лесозаготовки, оказание механизированных услуг. На начальной стадии межфермерской кооперации планируется создание с помощью Партнерства на базе эффективно работающих фермерских хозяйств специализированных кооперативных участков (опорных пунктов кооперации) по оказанию отдельных услуг, которые со временем могут быть преобразованы в самостоятельные потребительские кооперативы.
В рассматриваемый период предусматривается создание потребительских кооперативных участков:
- снабженческого - на базе фермерского хозяйства "Улыбино" Черненко Е.И. по обеспечению других хозяйств комбикормами, семенами, удобрениями и т.д.;
- по переработке и сбыту отдельных видов продукции - на базе фермерского хозяйства "Пересвет" Скрипки В.А.;
- лесозаготовительных и деревообрабатывающих, а также технического обслуживания - на базе фермерских хозяйств "Ханнила" Бадунова Е.Е.,"Россия" Раздорожного К.Н.,
Сложившаяся в настоящее время система кредитования (как на коммерческой основе так и из фонда льготного кредитования) малодоступна для отдельного фермера, из-за отсутствия у большинства фермеров ликвидного залога, а также сложности и высокой трудоемкости оформления документов.
Программой предусматривается формирование двух направлений развития финансово-кредитных отношений фермеров.
Первое направление - кредитование фермеров через некоммерческое партнерство. Для этого в ближайшие 1-2 года предусматривается создание в рамках партнерства залогового фонда.
Второе направление - создание партнерством и отдельными фермерами самостоятельного кредитного кооператива или кооперативного участка уже существующего фермерского кредитного кооператива областного уровня.
Нумерация сохранена согласно первоисточнику
5. Создание инфраструктуры.
За прошедшее десятилетие развития фермерства в этом направлении практически ничего не сделано. За исключением лизинговой службы Фонда "Санкт-Петербург фермерам", где довольно успешно фермерам выделяется сельскохозяйственная техника, автотранспорт и оборудование на основе финансовой аренды (лизига).
Программой предусматривается следующее:
6. Создание в Выборге делового фермерского центра для:
- проведение фермерских ярмарок и выставок;
- организации стационарной (20-30 торговых мест) и выездной (30-40 торговых мест) торговли;
- материально-технческого обеспечения и обслуживания фермерских хозяйств;
- информационно-консультационного обслуживания.
В настоящее время выполнены предпроектные проработки и решается вопрос о выделении Партнерству земельного участка площадью 1,5-1,8 га. Разрабатывается бизнес-план.
Создание делового центра планируется осуществить в два этапа: на первом этапе в течение 2-3 лет создать торговую зону, на втором этапе в течение 4-5 лет - складскую, ремонтную, офисную зоны.
Строительство делового фермерского центра не под силу фермерам и требует целевого выделения в течение 5 лет 20000 м3 леса.
II. Создание экспертно-консультационной группы для оказания практического содействия фермерам в освоении современных технологий в хозяйствах района.
III. Создание Партнерством на базе крестьянского (фермерского) хозяйства Раздорожного К.Н. машинно-технологической станции для оказания фермерским хозяйствам и другим сельским подворьям многофункционального технического сервиса и услуг по выполнению сельскохозяйственных (вспашка, посадка, обработка сельскохозяйственных культур и уборка урожая, заготовка кормов и др.) и вспомогательных (транспорт, заготовка леса) работ.
Необходимость создания машинно-технологической станции вытекает из того, что в районе до 40% крестьянских (фермерских) хозяйств мелкие (с площадью земельных участков до 7 га.), которым не под силу приобретение техники и оборудования. Кроме того, в этих услугах нуждаются и владельцы личных подсобных хозяйств, садоводческих участков. Политика государства по созданию машинно-технологических станций директивно закреплена в ряде документов. (Указ Президиума РФ от 10.09.1996 г. N 1347, Постановление Правительства РФ от 4.02.1997 г. N 127 и приказа Минсельхозпрода России от 6.03.1997 г.)
Создание машинно технологической станции не под силу фермерам и в силу ее особой социальной значимости и перспективности требует государственной поддержки.
Бизнес-план создания и развития МТС имеется.
IV Приоритетное развитие базовых фермерских хозяйств, способных наряду с собственной успешной деятельностью, оказать другим фермерам помощь в обеспечении молодняком скота и птицы, семенами, саженцами, передать приобретенный опыт. Такими хозяйствами являются:
- крестьянское хозяйство Базылева Э.Я. (совместно с фермерами Макаровым А.Ю., Петровым В.А., Куштысевым В.Н.) по выращиванию и распространению в районе топинамбура - культуры малоизвестной, но перспективной имеющей важное народно-хозяйственное значение;
- крестьянское хозяйство Абдухаликовой Г.А. - мясо-молочного животноводства и гусеводства;
- крестьянское хозяйство Сухановой Л.Д. - молочное животноводство;
- крестьянское хозяйство Гришенкова В.П. (совместно с фермером Шалагиновым С.Н. и Андрюшкиным В.А. - семенное картофелеводство и овощеводство в открытом грунте;
- крестьянское хозяйство Постовара В.А. - садоводческого и пчеловодческого направлений;
- крестьянское хозяйство Петрова В.Б. - тепличное овощеводство, рыбоводство.
- крестьянское хозяйство "Надежда" Кузнецова Р.Г. - коневодство, овцеводство.
- крестьянское хозяйство "Ольха" Алксниса В.А. - разведение австралийских страусов эму.
- крестьянское хозяйство "Любава" Любаевой Л.П. - выращивание бройлерных цыплят и гусей.
Нумерация сохранена согласно первоисточнику
7. Обустройство усадеб фермеров.
Анализ показывает, что каждый четвертый, пятый фермер не может вести хозяйство или хозяйствует в ограниченных масштабах из-за отсутствия жилья, хозяйственных и производственных построек.
Причинами неудовлетворительного усадебного обустройства являются:
- ограниченные финансовые возможности фермеров;
- недостаточный объем выделяемых на эти цели лесных ресурсов, их распыление и нецелевое использование;
- отсутствие или бездействие государственных программ сельского обустройства, неразвитость системы обустройства на основе ипотечного кредитования, аналогичного лизингу техники.
Программой предусматривается:
- основной объем лесных ресурсов 2001 года направить на завершение строительства недостроенных объектов;
- инвентаризация усадеб крестьянских хозяйств в 2001 году, с целью установления приоритетов в обустройстве работающих фермеров;
- целевое выделение с 2002 года лесных ресурсов на строительство ежегодно 15-20 жилых домов и 10-15 производственных построек для работающих фермеров.
Программой предусматривается также подключение крестьянских (фермерских) хозяйств к федеральной целевой программе "Сельский дом" и региональной целевой программе индивидуального строительства жилья на территории Ленинградской области на срок до 2005 года.
Фермеры Выборгского района считают необходимой и своевременной организацию обустройства хозяйств на основании ипотечного кредитования, то есть кредитования под залог строящихся объектов. Первым шагом на пути решения этой проблемы должно стать формирование с 2002 года из областного бюджета фонда ипотечного кредитования обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств и разработка механизма такого кредитования.
8. Участие фермеров в программах и мероприятиях поддержки АПК,
финансируемых из федерального, областного и местного
бюджетов.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств продекларирована Законом РФ о крестьянском (фермерском) хозяйстве, рядом Указов президента РФ и Постановлением Правительства РФ. Так в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве государство взяло на себя его первичное обустройство, строительство дорог, линий электропередач, водообеспечение, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию земель. Федеральной целевой программой "Сельский дом" предусмотрен комплекс мероприятий по созданию необходимых условий по обеспечению сельских жителей доступным по стоимости жильем на основе ипотечного кредитования.
Существует ряд региональных программ поддержки сельских товаропроизводителей таких как землеустройство и мелиорация земель, повышение плодородия, лизинг техники и племенных животных, система товарного кредита, льготное кредитование, система дотаций мясомолочной продукции и др.
Постановлением губернатора Ленинградской области предусмотрена передача сельским товаропроизводителям в безвозмездное пользование (аренду) сельских лесов.
Между тем не во всех программах и мероприятиях государственной поддержки крестьянские (фермерские) хозяйства принимают равноправное участие, объемы помощи недостаточны.
Так возмещение затрат на первичное обустройство, строительство дорог, ЛЭП, мелиорацию составляет 15-20% от потребности. Землеустройство для фермеров не выполняется. В программе "Сельский дом" фермеры не участвуют. Система товарного кредита, дотации на мясо-молочную продукцию фермерам недоступны. 10% сельских лесов в безвозмездное пользование (аренду) фермерам не выделены. Для успешного развития фермерства района, перечисленные недостатки должны быть устранены.
В период до 2005 года необходимо обеспечить участие фермеров Выборгского района в программах и мероприятиях поддержки финансируемых из бюджетов всех уровней.
Основным источником финансирования перечисленных программ и мероприятий являются областной и районный бюджеты.
Реализация программы и мероприятий по государственной поддержке фермеров района требует выделения в районном бюджете ежегодных ассигнований в сумме 600-700 тыс. рублей.
Потребность фермерских хозяйств в финансировании |
||
1. | Целевая программа "Плодородие" | 350 |
2. | "Сохранение генофонда" | 50 |
3. | Приобретение техники по лизингу | 80 |
4. | Укрепление кормовой базы для молочных хозяйств |
40 |
5. | Проведение ярмарок "Российский фермер" | 50 |
6. | Развитие мясного скотоводства и свиноводства | 100 |
7. | Организация семеноводства картофеля и зерновых культур |
30 |
Итого: | 700 |
Нумерация сохранена согласно первоисточнику
6. Ожидаемые конечные результаты и эффективность программы
Реализация мероприятий, предусматриваемых программой позволит:
- 140-150 крестьянским (фермерским) хозяйствам завершить период становления, устойчиво вести хозяйственную деятельность и планомерно наращивать производство товарной сельскохозяйственной продукции на основе собственных финансовых инвестиций;
- 150-200 крестьянским (фермерским) хозяйствам работающим в настоящее время в режиме личных подсобных хозяйств, выйти на производство товарной продукции;
- 100-150 крестьянским (фермерским) хозяйствам, в настоящее время не работающим, приступить к хозяйственной деятельности.
Таким образом, 400-500 крестьянских (фермерских) хозяйств к 2006 году станут работающими. Против 100 хозяйств в настоящее время. Это позволит в 4-5 раз повысить долю сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами района. Объем производства основных видов продукции в 2005 году составит:
молоко ........ 3000 тн
мясо .......... 500 тн
картофель ..... 9300 тн
овощи ......... 5200 тн
Реализация программы требует государственной поддержки в виде:
- ежегодных бюджетных ассигнований на поддержку развития фермерства (отдельной строкой) в сумме 600-700 тыс. рублей из районного бюджета и 300-400 тыс. рублей из областного;
- ежегодного выделения лесных ресурсов в объеме 3500 м3, в том числе 2000 м3 на обустройство усадеб фермеров и 1500 м3 на развитие фермерской инфраструктуры и межфермерской кооперации;
- целевого выделения 20000 м3 леса на строительство делового фермерского центра и машинно-технологической станции;
- реализация Постановления губернатора Ленинградской области от 18.01.1999 N 12 пг о выделении фермерам в аренду (безвозмездное пользование) 10% сельскохозяйственных лесов.
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 18 июля 2011 г. N 61-пг постановление от 18 января 1999 г. N 12-пг признано утратившим силу
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от 25 марта... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.