Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 февраля 2002 г. N А56-26742/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области Ждановой Н.Р. (доверенность от 08.01.2002 N 11-06/155),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области на решение от 22.10.2001 (судьи Блинова Л.В., Петренко Т.И., Герасимова М.М.) и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2001 (судьи Баталова Л.А., Левченко Ю.Л., Асмыкович А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26742/01,
установил:
Отдел (межрайонный) вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Тихвинского района Ленинградской области (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 31.05.2001 N 02-1-1.
Решением арбитражного суда от 22.10.2001 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2001 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Истец о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных отделом налоговых деклараций по налогу да добавленную стоимость за первый квартал 2001 года, о чем составлен акт от 18.05.2001 N 02/1-кам.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 31.05.2001 N 02-1-1 кам.
По мнению налоговой инспекции, отдел неправомерно исключил из объекта обложения налогом на добавленную стоимость средства, получаемые им за выполнение работ по охране объектов, поскольку на данные средства не распространяется положение подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим истцу доначислен налог на добавленную стоимость, начислены пени, и отдел привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции", Положением о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 12.02.93 N 209, и Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации входят в состав милиции общественной безопасности и выполняют обязанности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также по охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества.
Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункту 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
В отличие от коммерческих организаций, рассчитывающих прибыль в зависимости от цен на рынке услуг, для подразделений вневедомственной охраны устанавливаются специальные тарифы на охрану имущества по договорам с юридическими и физическими лицами. Введение тарифов не направлено на получение прибыли, а связано с компенсацией затрат по охранной деятельности.
Подразделения вневедомственной охраны в рамках договорных отношений осуществляют конституционные обязанности правоохранительных органов по защите всех форм собственности и обеспечению безопасности имущества физических и юридических лиц.
Таким образом, отдел правомерно применил положение подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в отношении средств, поступающих за выполнение возложенных на него государственных функций в рамках договоров с юридическими и физическими лицами.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26742/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
В.В.Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2002 г. N А56-26742/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника