Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2002 г. N А42-6887/00-16-917/01 По иску ИМНС о взыскании с ООО налоговых санкций и о встречном иске о признании недействительным решения налоговой инспекции в части начисления НДС, налога с продаж, пеней и штрафов за неполную уплату налога, грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 февраля 2002 г. N А42-6887/00-16-917/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кочеровой Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Общество с ограниченной ответственностью Мурманская религиозная организация "Общество сознания Кришны" резидента Медведева В.К. (протокол от 27.05.99),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.2001 по делу N А42-6887/00-16-917/01 (судьи Соломонко Л.П., Бубен В.Г., Евтушенко О.А.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с общественной организации Мурманской религиозной организации "Общество сознания Кришны" (далее - Организация) 349 340 рублей 80 копеек налоговых санкций.

Организация предъявила встречный иск о признании частично недействительным решения налоговой инспекции от 01.06.2000 N 901-02.1-34/42-2395 о привлечении Организации к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней.

Решением суда от 25.10.2001 исковые требования удовлетворены частично. С Организации взыскано 54 962 рубля 40 копеек налоговых санкций, решение налоговой инспекции признано недействительным в части начисления налога с продаж и налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями и штрафными санкциями, а также в части взыскания штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 77 150 рублей 40 копеек. В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части признания недействительным ее решения о начислении налога с продаж и налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями и штрафными санкциями, указывая на то, что Организация производила и реализовывала кондитерские изделия, в связи с чем обязана платить налог на добавленную стоимость и налог с продаж.

В судебном заседании представитель Организации просил оставить решение суда без изменения.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Организацией за период с 01.01.97 по 31.12.99, о чем составлен акт от 04.05.2000 N 901-02.1-34/42-319. По результатам проверки вынесено решение от 01.06.2000 N 901-02.1-34/42-2395 о привлечении Организации к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 120, пунктом 1 статьи 122, пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.

В ходе проверки установлено, что Организация зарегистрирована как религиозное объединение, в проверяемый период осуществляла распространение вайншавского учения и миссионерскую деятельность. Кроме того, Организация изготовляла и реализовывала прасад - освященную вегетарианскую пищу, являющуюся предметом культа.

Налоговая инспекция полагает, что в данном случае имела место реализация кондитерских изделий, которая подлежит обложению налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж.

В соответствии с подпунктом "п" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О Налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождается проведение обрядов и церемоний религиозными организациями.

Подпункт "н" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 предусматривает, что от налога на добавленную стоимость освобождаются также изготовление и реализация указанными объединениями предметов культа и религиозного назначения.

Согласно пункту "к" статьи 3 Закона Мурманской области "О налоге с продаж" не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость проведения обрядов и церемоний религиозными организациями.

Суд первой инстанции в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что изготавливаемые Организацией и реализуемые через розничную торговлю изделия (торты и пирожные) после изготовления проходят обряд освящения и именуются "прасад", то есть являются предметами культа. Это же следует из разъяснения директора научно-исследовательской организации "Институт религии и права" от 22.03.2001 N 336.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 165 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части, соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Суд кассационной инстанции проверил также законность решения в части, не являющейся предметом кассационного обжалования, и считает, что решение суда следует изменить в части взыскиваемой суммы штрафных санкций.

Из решения налоговой инспекции видно, что Организация привлечена к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение сбора на содержание милиции, налога на пользователей автомобильных дорог и налога на землю.

Однако в этом случае установлено, что само нарушение, выразившееся в отсутствии регистров бухгалтерского учета и неотражении хозяйственных операций на счетах и в отчетности, одно и в соответствии с пунктом 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

В отличие от статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрена ответственность за неуплату каждого конкретного налога, ответственность на основании пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации применяется именно за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Занижение налоговой базы по конкретным налогам и их неуплата являются лишь квалифицирующими признаками налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

Количество недоплаченных налогов имеет значение только при определении суммы налоговой санкции: если сумма штрафа в размере десяти процентов от доначисленных в результате проверки налогов составит менее 15 000 рублей, то с налогоплательщика подлежит взысканию штраф в размере 15 000 рублей, если же эта сумма превысит 15 000 рублей - взысканию подлежит эта сумма.

Таким образом, штрафные санкции по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае должны быть взысканы в размере 15 000 рублей а не 45 000 рублей.

Поскольку Организация не заявляла требования о признании недействительным решения налоговой инспекции в этой части, то решение суда подлежит изменению только в части взыскания штрафных санкций.

В остальной части решение суда соответствует нормам материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и пунктом 4 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановление:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.2001 по делу N А42-6887/00-16-917/01 изменить, изложив в следующей редакции:

Взыскать с общественной организации Мурманской религиозной организации "Общество сознания Кришны" в доход бюджета 24 962 рубля 40 копеек штрафных санкций и 1 098 рублей 50 копеек государственной пошлины.

Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску от 01.06.2000 N 901-02.1-34/42-2395 в части начисления налога с продаж и налога на добавленную стоимость, начисления на эти налоги пеней и санкций и взыскания штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 77 150 рублей 40 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований общественной организации Мурманской религиозной организации "Общество сознания Кришны" и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску отказать.

Возвратить общественной организации Мурманской религиозной организации "Общество сознания Кришны" 1 150 рублей 40 копеек государственной пошлины.

 

Председательствующий
Судьи

Т.В.Клирикова
Л.И.Кочерова

М.В.Пастухова

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2002 г. N А42-6887/00-16-917/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника