Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2002 г. N А05-5079/01-336/16 По иску Лесхоза к ОАО о взыскании задолженности по арендной плате на основании договора аренды участков лесного фонда

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2002 г. N А05-5079/01-336/16

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:

председательствующего Сергеевой И.В.,

судей Марьянковой Н.В., Шпачевой Т.В.,

при участии от ОАО "Ленский ЛПХ" - Лебедева А.В. (доверенность от 10.01.2002),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленский леспромхоз" на решение от 01.08.2001 (судья Искусов В.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2001 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5079/01-336/16,

установил:

Яренский лесхоз обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Ленский леспромхоз" (далее - "Ленский леспромхоз") о взыскании 653 078 руб. 60 коп. задолженности по арендной плате за период с февраля по май 2001 года на основании договора аренды участков лесного фонда от 04.05.94.

Решением от 01.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2001, исковые требования удовлетворены. При этом суд исходил из правомерности предъявленных к ответчику требований об уплате арендной платы, расчет которой произведен в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды.

В кассационной жалобе Ленский леспромхоз просит принятые судебные акты отменить, считая, что арендная плата за пользование лесными ресурсами по своей природе является налогом, ставка которого должна устанавливаться органом власти субъекта Российской Федерации. Податель жалобы ссылается на отсутствие государственной регистрации дополнительного соглашения 1999 г. к договору аренды, что влечет его незаключенность.

В отзыве на жалобу Яренский лесхоз просит оставить судебные акты без изменения, считая, что отношения сторон регулируются гражданским законодательством, что применение коэффициента 2,0 к минимальным ставкам, определенным Правительством Российской Федерации, установлено соглашением сторон, а исполнение обязательства производилось ответчиком исходя из размера арендной платы, не обусловленного договором. От истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия его представителя.

В судебном заседании представитель Ленского леспромхоза поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Яренский лесхоз о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, в связи с чем и с учетом поступившего от истца заявления жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Яренским лесхозом и Ленским леспромхозом заключен договор от 04.05.94 аренды участков лесного фонда Очейского, Ленского и Козьминского лесничеств для осуществления заготовки древесины сроком действия по 31.12.2043.

В октябре 1999 г. стороны подписали изменения к договору от 04.05.94, в которых пункт 5.1 договора, касающийся размера арендной платы, был принят в следующей редакции: арендная плата устанавливается в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, определенных Правительством Российской Федерации, с коэффициентом 2,0 на период действия Архангельского областного закона от 26.03.99 N 118-внеоч.-ОЗ и с коэффициентом 1,7 - по окончании срока действия данного закона.

18.01.2001 стороны подписали протокол согласования арендной платы на 2001 год, в котором договорились рассчитывать ее размер в соответствии с минимальными ставками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.99 N 867 с коэффициентом 1,2, принятым Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", и ставками, утвержденными решением сессии Архангельского областного собрания от 26.03.99 N 584. В этом же протоколе Яренский лесхоз и Ленский леспромхоз указали, что при изменении ставок лесных податей размер арендной платы будет изменяться в соответствии с договором аренды, а также актами Правительства Российской Федерации и правительства области путем составления дополнительного протокола согласования арендной платы. Размер подлежащей перечислению на счет лесхоза арендной платы по месяцам указан в приложении к протоколу.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" Яренский лесхоз направлял Ленскому леспромхозу в марте и апреле 2001 г. новые расчеты арендной платы, которые не были акцептованы ответчиком.

Согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата является одним из видов платежей за пользование лесным фондом и взимается при аренде участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей; минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 104 того же кодекса ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством.

Согласно статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде), размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и в соответствии с пунктом 26 Положения об аренде - при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что отношения по аренде участков лесного фонда являются гражданско-правовыми и регулируются заключаемым сторонами договором, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации и Положением об аренде. Указанные правила определяют минимальный уровень арендной платы, а в части, превышающий минимум, размер арендной платы согласовывается сторонами.

Из материалов дела усматривается, что в феврале-марте 2001 г. ответчик платил арендную плату в размере, определенном протоколом от 18.01.2001 - 121088 руб., а в апреле-мае 2001 г. - ежемесячно в сумме 93000 руб., исчисленной исходя из минимальных ставок, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 с коэффициентом 1,3, установленным Архангельским областным законом от 26.03.99 N 118-внеоч-ОЗ в редакции областного закона от 24.01.2001 N 3-2-ОЗ.

Поскольку определенный протоколом от 18.01.2001 размер арендной платы не меньше действующих минимальных ставок, что соответствует обязательным правилам, иной размер сторонами согласован не был, а возможность одностороннего изменения размера арендной платы договором аренды (с учетом изменений 1999 г. и протокола от 18.01.2001) не предусмотрена, исполнение обязательства в спорный период должно было производиться ответчиком в сумме 121088 руб. ежемесячно. Так как недоплата исходя из согласованного сторонами размера арендной платы составила 56176 руб., исковые требования подлежали удовлетворению в указанной сумме.

С учетом изложенного судебные акты подлежат изменению. С Ленского леспромхоза в пользу Яренского лесхоза должно быть взыскано 56176 руб. задолженности по арендной плате, а в остальной части иска - отказано.

В связи с частичным удовлетворением кассационной жалобы и отказом в части исковых требований, а также с тем, что Яренский лесхоз от уплаты государственной пошлины освобожден, ответчику возвращается уплаченная им по апелляционной и кассационной жалобам государственная пошлина в сумме 12001 руб. 56 коп.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 01.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2001 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5079/01-336/16 изменить. Взыскать с открытого акционерного общества "Ленский леспромхоз" в пользу Яренского лесхоза 56176 руб. задолженности по арендной плате. В остальной части иска отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу "Ленский леспромхоз" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной и кассационной жалобам в сумме 12001 руб. 56 коп.

 

Председательствующий
Судьи

И.В.Сергеева
Н.В.Марьянкова

Т.В.Шпачева

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2002 г. N А05-5079/01-336/16


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника