Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2001 г. N А13-1569/01-08 По иску Лесхоза к ИМНС РФ о признании недействительным решения о взыскании недоплаченных сумм налогов на прибыль и пользователей автодорог, пеней и штрафов за неуплату налогов, а также о взыскании штрафа за непредставление налоговых деклараций

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 октября 2001 г. N А13-1569/01-08

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Ломакина С.А. и Абакумовой И.Д.,

при участии от Вожегодского лесхоза Зайцева И.С. (доверенность от 25.10.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области на решение от 05.07.2001 (судьи Чельцова Н.С., Маганова Т.В., Пестерева О.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2001 (судьи Хвостов Е.А., Потеева А.В., Романова А.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1569/01-08,

установил:

Вожегодский лесхоз Комитета природных ресурсов по Вологодской области (далее - Лесхоз) обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области (далее - УМНС) от 27.06.2000 N 03-12/05/1686.

Решением арбитражного суда от 05.07.2001 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2001 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, УМНС обратилось с кассационной жалобой. Заявитель считает, что арбитражным судом неправильно применены статья 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статья 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", статья 3 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете". По мнению заявителя, денежные средства, полученные лесхозом от реализации лесопродукции, признаются выручкой от реализации и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, УМНС проведена повторная выездная налоговая проверка по соблюдению Лесхозом налогового законодательства за период с 01.01.98 по 01.10.99, в ходе которой установлен факт неисчисления и неуплаты в бюджет налогов на прибыль и на пользователей автомобильных дорог с выручки от реализации лесопродукции, полученной от рубок ухода за лесами, продукции побочного лесопользования и оказания услуг.

Результаты проверки отражены в акте от 19.04.2000, на основании которого УМНС принято решение от 27.06.2000 N 03-12/05/1686 о привлечении Лесхоза к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктом 2 статьи 119 НК РФ и о взыскании неуплаченных сумм налогов на прибыль и на пользователей автомобильных дорог и пеней за их несвоевременное перечисление.

Суды первой и второй инстанций руководствовались статьями 53, 91, 108 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по лесному хозяйству и Госбанка СССР от 14.07.87 N 159/182/116-87 "О порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства". Суд посчитал, что указанные суммы не являются объектами обложения упомянутыми налогами, поскольку отражаются на счетах бухгалтерского учета как источник финансирования деятельности государственного органа.

Кассационная инстанция согласна с данными выводами.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Статьей 2 того же Закона установлено, что налогооблагаемая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог устанавливается в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 24 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (действовала в проверяемый период) предусмотрено, что сумма налога определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации лесхозы имеют статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в данной сфере.

Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации на лесхозы возложены обязанности в том числе по осуществлению ухода за лесами, проведению работ по селекции, лесному семеноводству, повышению плодородия почв, осуществлению рубок промежуточного пользования, принятию мер по эффективному воспроизводству лесов и так далее.

Таким образом, деятельность лесхоза по ведению лесного хозяйства не подпадает под понятие предпринимательской деятельности, содержащееся в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, как деятельности, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, установлен порядок, при котором показатель "выручка от реализации продукции (работ, услуг)" учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

В соответствии с Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по лесному хозяйству и Госбанка СССР от 14.07.87 N 159/182/116-87 "О порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства" средства за отпущенную лесопродукцию, семена и прочее отражаются по Дебету счета 55 и Кредиту счета 96 без их зачисления на счет 46.

Судом установлено, что средства, не включенные Лесхозом в базу, облагаемую налогом на пользователей автомобильных дорог и на прибыль:

- получены от реализации древесины от рубок ухода за лесом как вида лесохозяйственных работ, относящихся к основной деятельности лесхозов;

- зачислены на текущий счет "Средства по поручениям", а не на расчетный;

- являясь средствами целевого назначения, расходовались исключительно на финансирование затрат на ведение лесного хозяйства.

УМНС не представило доказательства иного.

Следовательно, спорные средства не могут быть отнесены к доходам, полученным от предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции признает, что у Лесхоза в рассматриваемом случае отсутствуют объекты обложения налогами на прибыль и на пользователей автомобильных дорог, и, следовательно, и обязанность их уплачивать.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 05.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 29.08 2001 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1569/01-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

В.В.Дмитриев
С.А.Ломакин

И.Д.Абакумова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2001 г. N А13-1569/01-08


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника