Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2002 г. N А56-26044/01 По иску ИМНС о взыскании с Администрации Муниципального образования штрафа за нарушение срока сообщения налоговому органу о регистрации актов гражданского состояния

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 января 2002 г. N А56-26044/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,

при участии от администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" Шапрана П.П. (доверенность от 08.01.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2001 по делу N А56-26044/01 (судья Бурматова Г.Е.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (далее - администрация муниципального образования) о взыскании на основании пункта 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации 5 000 руб. штрафа за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта смерти физического лица.

Решением арбитражного суда от 25.10.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговая инспекция правомерно привлекла к налоговой ответственности администрацию муниципального образования, поскольку именно администрация наделена полномочиями по обеспечению деятельности отдела регистрации актов гражданского состояния.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования просил оставить решение без изменения.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена, но представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, окружной администрацией Цвелодубовской волости, являющейся территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования, 05.03.2001 зарегистрирован факт смерти физического лица и выдано соответствующее свидетельство о смерти.

Сведения о регистрации смерти физического лица представлены в налоговую инспекцию 17.03.2001.

Налоговой инспекцией проведена проверка своевременности представления окружной администрацией сведений о регистрации актов гражданского состояния по результатам которой составлен акт от 21.05.2001 N 119.

На основании данного акта 23.07.2001 налоговой инспекцией вынесено решение N 14-23/12443 о привлечении администрации муниципального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой ответственности за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта смерти физического лица - в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб. В указанном решении администрации муниципального образования предложено уплатить штраф в срок до 06.08.2001.

Штраф ответчиком добровольно не уплачен, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация муниципального образования не наделена полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния и в связи с этим оснований для привлечения ее к ответственности за несвоевременное представление вышеупомянутых сведений у налогового органа не имелось.

Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного Федерального закона.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Законом Ленинградской области от 31.12.99 N 65-03 "О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями Ленинградской области" внесены изменения в статью 2 Закона Ленинградской области от 11.05.99 N 33-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Выборгский район отдельными полномочиями Ленинградской области", и из делегированных ранее администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" полномочий исключена государственная регистрация актов гражданского состояния. При этом названным нормативным актом администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" переданы бессрочные полномочия по обеспечению деятельности отдела записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством, что не дает ей права на регистрацию актов гражданского состояния.

Таким образом, вывод суда о том, что ответчик не наделен полномочиями непосредственно от своего имени осуществлять регистрацию актов гражданского состояния и, следовательно, не может нести ответственность за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о фактах смерти физических лиц, является обоснованным.

Кроме того, заявляя требования о взыскании с ответчика налоговых санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инспекция не представила в суд доказательств того, что несвоевременное извещение о регистрации актов гражданского состояния ответчик допустил в течение календарного года повторно. В исковом заявлении указаны лишь номера и даты актов, составленных по фактам правонарушений, допущенных ранее. При этом в материалах дела отсутствует решение налоговой инспекции о привлечении администрации муниципального образования к налоговой ответственности за ранее допущенные аналогичные правонарушения, тогда как повторным признается нарушение, совершенное в течение года после наложения санкций за такое же нарушение. В связи с этим квалификация налоговой инспекцией действий ответчика по пункту 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2001 по делу N А56-26044/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.Н.Комаров
И.Л.Грачева

Т.И.Сапоткина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2002 г. N А56-26044/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника