Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 ноября 2001 г. N А56-28031/01 Об обязании ИМНС возвратить из бюджета сумму излишне уплаченного земельного налога, так как налоговая инспекция при доначислении земельного налога, подлежащего уплате истцом, неправомерно применила двойную индексацию ставки земельного налога

ГАРАНТ:

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 20 ноября 2001 г. N А56-28031/01

 

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в составе:

председательствующего: Згурской М.Л.

судей:

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО "АТК "Торгавто"

к ИМНС РФ по Центральному району СПБ

о возмещении 41112796 руб.

в судебное заседание явились:

от истца: Экономцева О.А., дов. от 30.07.01

от ответчика: Полянский Е.Н., дов. от 04.01.01 N 04-05/111

Установил:

Истец - ЗАО "Автотранспортная компания "Торгавто", обратился в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ по Центральному району Санкт-Петербурга о возмещении из бюджета излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999г. в размере 171979 руб., за 2000г. в размере 240921 руб.

Ответчик иск не признал.

Изучив материалы дела, заслушав представителей истца, ответчика, арбитражный суд установил:

03.08.2001г. истец представил в ИМНС РФ по Центральному району Санкт-Петербурга уточненные декларации по земельному налогу за 1999, 2000, 2001г.г. и заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной в 1999, 2000г.г. суммы налога.

Письмом от 14.09.2001 N 13-05/12749 Инспекция отказала истцу в возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога, сославшись на несоответствие указанных в расчетах ставок Федеральным законам "О федеральном бюджете на 1999 год", "О федеральном бюджете на 2000 год".

Как следует из материалов дела, ЗАО "Автотранспортная компания "Торгавто" уплатило земельный налог за 1994 и 2000г.г. в суммах, расчет которых произведен исходя из ставок 9,905 руб. и 12,875 руб. за один квадратный метр в год, установленных Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" с применением следующих повышающих коэффициентов:

- в 1999 году - коэффициента "2", предусмотренного ст. 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год";

- в 2000 году - коэффициентов "2" и "1,2", предусмотренных соответственно ст. 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".

03 августа 2001г. ЗАО "Автотранспортная компания "Торгавто" представило в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу за 1999, 2000г.г., в соответствии с которыми расчет земельного налога произведен по указанным выше ставкам - 9,905 руб. и 12,875 руб., без применения повышающих коэффициентов.

Истец считает, что повышающие коэффициенты не могут быть применены в 1999 году на основании п.2 ст.5 НК РФ, а в 2000г. на основании п.1 ст. 5 НК РФ.

Доводы истца в данной части суд находит необоснованными.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взымается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статей 1 Закона Российской Федерации "О налоге на землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах..." органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Установленные Законом Российской федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Законе РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.

Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

При изложенных обстоятельствах исковые требования ЗАО "Автотранспортная компания "Торгавто" подлежат удовлетворению в части излишне уплаченной суммы земельного налога за 2000 год по следующим основаниям:

По смыслу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставке земельного налога повышающего коэффициента равного "2" ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующий правовой акт, регулирующий аналогичные правоотношения на следующий период времени - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" ввел новый повышающий ставку земельного налога коэффициента - "1,2".

При изложенных обстоятельствах истцом был излишне уплачен земельный налог за 2000г. в сумме 206418 руб.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 91, 93, 95, 124-127, 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Обязать Инспекцию МНС РФ по Центральному району Санкт-Петербурга возвратить из бюджета ЗАО "Автотранспортная компания "Торгавто" сумму излишне уплаченного земельного налога за 2000 год в размере 206418 руб.

В остальной части в иске отказать.

Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 4928 руб. 43 коп.

 

Судья

М.Л.Згурская

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 ноября 2001 г. N А56-28031/01


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения