Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2002 г. N А56-28031/01 Об обязании ИМНС возвратить из бюджета сумму излишне уплаченного земельного налога, так как налоговая инспекция при доначислении земельного налога, подлежащего уплате истцом, неправомерно применила двойную индексацию ставки земельного налога

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2002 г. N А56-28031/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Закордонской Е.П.,

при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Беленичевой А.Б. (доверенность от 03.01.02), от закрытого акционерного общества "АТК "Торгавто" Экономцевой О.А. (доверенность от 20.02.02),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.01 по делу N А56-28031/01 (судья Згурская М.Л.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Автотранспортная компания "Торгавто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) о возврате из бюджета излишне уплаченного земельного налога за 1999 год (171 979 руб.) и за 2000 год (240 921 руб.).

Решением суда от 20.11.01 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ИМНС возвратить обществу 206 418 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 год. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда в удовлетворенной части иска и отказать в иске в полном объеме.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в ИМНС с заявлением о принятии уточненного сводного расчета земельного налога за 1999-2001 годы и о возврате излишне уплаченных сумм этого налога за указанный период.

ИМНС письмом от 14.09.01 N 13-05/12749 отказала обществу в принятии к исполнению уточненного расчета земельного налога со ссылкой на то, что налог не является излишне уплаченным, поскольку ставки налога установлены Федеральными законами "О федеральном бюджете на 1999 год", "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год". По мнению ИМНС, ставка налога, определенная Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", должна быть увеличена согласно статье 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" в 2 раза. К исчисленной таким образом ставке ИМНС применила второй, повышающий ставку земельного налога коэффициент "1,2", введенный статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".

У суда кассационной инстанции нет правовых оснований для опровержения выводов арбитражного суда первой инстанции о неправомерности исчисления ставки земельного налога путем одновременного умножения средней ставки земельного налога, установленного органами местного самоуправления, на коэффициенты, предусмотренные Законами о федеральном бюджете на 1999 и 2000 годы.

Из положений статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что установление налоговых ставок как элементов налогообложения регулируется исключительно актами о налогах и сборах. По своему статусу земельный налог является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Законодательным органом Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", которым установлены конкретные ставки платы за землю. Таким образом, ставки земельного налога в Санкт-Петербурге установлены в порядке, предусмотренном законом. В законодательных актах отсутствует правовая норма, определяющей "коэффициент" как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величину, непосредственно изменяющая саму ставку. Следовательно, конкретные ставки платы за землю не изменяются путем введения повышающих коэффициентов.

Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Устанавливаемый нормами бюджетного права коэффициент как раз и влияет именно на порядок исчисления налога, но не изменяет конкретную ставку платы за землю, установленную законодательным органом Санкт-Петербурга.

Исходя из смысла федеральных законов о федеральном бюджете их действие направлено на формирование доходов и расходов в конкретном периоде - календарном году. Применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2" распространяется на исчисление налога за 1999 год. При исчислении размера земельного налога в 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий ставку земельного налога коэффициент - "1,2". Данный коэффициент подлежал применению и в 2001 году, поскольку это предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год".

Действие норм, устанавливающих коэффициенты, не продлевалось вновь принимаемыми законами о федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно платить законно установленные налоги, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

При таких обстоятельствах следует признать, что налоговая инспекция при доначислении земельного налога, подлежащего уплате истцом за 2000-2001 годы, неправомерно применила двойную индексацию ставки земельного налога, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", поэтому у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.01 по делу N А56-28031/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

О.В.Ветошкина
С.Н.Бухарцев

Е.П.Закордонская

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2002 г. N А56-28031/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника