Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2001 г. N А56-17855/01 По иску ООО к ИМНС о признании недействительным решения об отказе в возмещении из бюджета НДС, так как истцом доказан факт экспорта товара и уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам в составе цены товара и следовательно правомерное освобождение от уплаты налога

ГАРАНТ:

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 декабря 2001 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 сентября 2001 г. N А56-17855/01

 

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе председательствующего Л.В. Блиновой

судей: Т.И. Петренко, Е.Г. Глазкова

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ООО "Спецмонтаж"

к Инспекции МНС РФ по г. Сосновый Бор

3 л: Отделение Федерального казначейства по г. Сосновый Бор

о признании недействительным решения и о возмещении НДС 8 780 руб. 26 коп.

при участии в заседании:

от истца: П.И. Осмина - пред. по дов. от 08.06.01, В.В. Брусникова - пред. по дов. от 08.06.01.

от ответчика: Н.Е. Карповой - зам. нач. отдела по дов. от 06.07.01.

3 л: С.Г. Степанова - пред. по дов. от 11.01.01.

установил: ООО "Спецмонтаж" обратилось с иском к Инспекции МНС РФ по г. Сосновый Бор о признании недействительным решения от 03.05.01 и об обязании возместить из бюджета НДС в сумме 878 026 руб., за 4 квартал 2000 года.

Ответчик иск не признал, со ссылкой на отсутствие доказательств уплаты НДС всеми поставщиками продукции, реализованной истцом на экспорт, что предусмотрено Приказами МНС. Кроме того в отзыве указывает на отсутствие доказательств ведения раздельного учета затрат по экспорту.

3 лицо иск не признало со ссылкой на то, что, согласно ст. 176 НК РФ Казначейство возмещает НДС только после получения решения ИМНС о возмещении НДС.

Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности в том числе и относительно порядка исчисления и уплаты налогов.

Истец выполнил все предусмотренные Законом РФ "О НДС" требования, в том числе представил доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщику при расчетах за приобретенные товары. Обязанность же покупателя продукции представлять доказательства перечисления в бюджет поставщиками товаров, полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость как условие предъявления им к возмещению из бюджета "НДС, уплаченного поставщикам", Законом не предусмотрена.

Налоговый орган, применяя при проверках правильности предъявления налогоплательщиками к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, приказы и письма МНС РФ, должен учитывать следующее:

- согласно п. 2 ст.4 НК РФ указанные приказы и письма МНС не относятся к актам законодательства о налогах и сборах;

- в силу п.2 ст.4 НК РФ положения этих документов обязательны к исполнению только налоговыми органами;

- требования, изложенные в названных документах, должны исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиком, гарантированные Законом;

- ст. 7 Закона РФ "О НДС" Министерству РФ по налогам и сборам не предоставлено право устанавливать порядок возмещения НДС в том числе уплаченного поставщикам экспортированных товаров. Обязанность разработать порядок возмещения НДС из бюджета согласно абзацу второму ст. 12 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ была возложена на Правительство РФ, однако такой порядок уполномоченным ФЗ органом разработан не был. Изменения и дополнения, направленные на законодательное закрепление решения данного вопроса, в Закон РФ "О НДС" в установленном порядке не внесены.

В Законе РФ "О НДС" отсутствуют нормы, закрепляющие правило о том, что суммы НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель обязан истребовать и получить от поставщиков подтверждение такого перечисления и лишь тогда он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации.

Контроль за исполнением поставщиками товаров материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Неисполнение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить причиной к отказу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость добросовестному налогоплательщику при представлении им доказательств уплаты этого налога поставщику.

Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999" и от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 12) установлено, что возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Указаний на ограничение размера возмещаемых сумм НДС поступлениями этого налога в бюджет от поставщиков в названной статье нет.

Статьей 7 Закона РФ "О НДС", действовавшей до 01.01.01, был установлен порядок уплаты налога в бюджет и его возмещения из бюджета, согласно которому налоговые органы обязаны были возместить из бюджета отрицательную разницу по налогу на добавленную стоимость в 10-ти дневный срок со дня получения расчета (налоговой декларации) за соответствующий налоговый период.

Никакие дополнительные условия возмещения НДС из бюджета этим Законом не были предусмотрены, особые процедуры возмещения этого налога из бюджета Закон не установил.

В связи с введением с 01.01.01 части второй Налогового кодекса РФ Закона РФ "О НДС" с 01.01.01 утратил силу (за исключением отдельных норм).

Порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС с 01.01.01 регулируется нормами главы 21 части второй НК РФ (с учетом положений, содержащихся в п.1 ст.5 НК РФ).

Как следует из ст. 31 ФЗ от 05.08.00 N 118-ФЗ "О порядке введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации", часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Что касается правоотношений, возникших до введения части второй НК РФ, то положения этой части Кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета возникло у истца на основании декларации, составленной в 2001 году, то есть в период действия главы 21 НК РФ, обязанность налогового органа возместить из бюджета НДС по этой декларации и порядок исполнения этой обязанности также регулируются главой 21 НК РФ.

Пунктом 4 ст.176 НК РФ предусмотрено возмещение налоговым органом НДС, уплаченного налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (ст.171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (п\п 1 п.1 ст.164 НК РФ) не позднее 3-х месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В течение указанного срока налоговый орган обязан провести проверку обоснованности сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации, и принять решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения этого решения.

Если же налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решение об отказе и (или) налогоплательщику не представлено мотивированное заключение, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течении 10-ти дней.

Решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета принимается налоговым органом не позднее последнего дня трехмесячного срока, исчисляемого в соответствии с абз.2 п.4 ст.176 НК РФ, и в тот же срок это решение направляется на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

В отличие от порядка, установленного ст. 7 Закона РФ "О НДС" и п.21 Инструкции ГНС N 39 от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты НДС", согласно которому обязанность по возмещению из бюджета отрицательной разницы по налогу возлагалась на налоговые инспекции, ст.176 НК РФ обязанность возвратить отрицательную разницу по НДС прямо возложена на органы федерального казначейства.

Органы федерального казначейства осуществляют возврат сумм налогов в течение двух недель после получения соответствующего решения налогового органа.

Доводы ИМНС об отсутствии доказательств ведения раздельного учета затрат признаны судом необоснованными, ввиду представления доказательств его ведения.

Таким образом ИМНС необоснованно отказало истцу в возмещении НДС.

ИМНС обязана возместить НДС, в порядке, предусмотренном ст.176 НК РФ, то есть принять решение и передать его в соответствующее ОФК.

Решение ИМНС подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст.93 АПК РФ истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 17 380 руб.

Руководствуясь ст.ст. 93, 124-128, 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Сосновый Бор от 03.05.01 об отказе в возмещении НДС.

Обязать ИМНС РФ по г. Сосновый Бор возместить НДС по экспорту в сумме 878 026 руб., ООО "Спецмонтаж" из федерального бюджета, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 176 НК РФ.

Выдать ООО "Спецмонтаж" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 17 380 руб., после вступления решения в законную силу.

 

Председательствующий
Судьи

Л.В. Блинова
Т.И. Петренко

Е.Г. Глазков

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2001 г. N А56-17855/01


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 декабря 2001 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения