Приказ Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга от 28 марта 2002 г. N 281 "Об утверждении и реализации решения Коллегии "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"

Приказ Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга
от 28 марта 2002 г. N 281
"Об утверждении и реализации решения Коллегии
"О состоянии преподавания русского языка в образовательных
учреждениях Санкт-Петербурга"

 

23 января 2002 года Коллегия Комитета по образованию повторно рассмотрела вопрос "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".

На заседании Коллегии было отмечено, что за прошедший год в городе проведена определенная работа по выполнению решений Коллегии от 24.01.02:

- разработан план реализации Федеральной целевой программы "Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин на 2001-2005 гг.";

- Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства проведены научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы "Русский язык наших дней и вопросы формирования культуры речи", семинары районных методистов, спланирована работа с учителями, председателями школьных методических объединений;

- проведена корректировка планов НМЦ (РМК) с учетом задач выполнения Федеральной целевой программы "Русский язык".

Коллегия отметила качество, масштаб проводимых мероприятий в Адмиралтейском, Василеостровском, Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Красносельском, Невском районах.

Вместе с тем, анализ показал, что ряд проблем, поставленных на Коллегии в январе 2001 года, не теряют в настоящее время своей остроты и актуальности:

- приоритетность русского языка в базисном учебном плане в его инвариантном блоке;

- неадекватность статуса учителя родной словесности его подлинной общественно-педагогической значимости;

- дефицит педагогических кадров;

- недостаточная оснащенность школьных библиотек и учебных кабинетов словарями, энциклопедиями, справочниками, учебно-наглядными пособиями, средствами обучения.

В связи с вышеизложенным

Приказываю

1. Утвердить решение Коллегии Комитета по образованию от 23.01.02 N 1 "О выполнении решения Коллегии от 24.01.01 N 1 "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" (приложение N 1).

2. Отделу общего образования (Е.В. Шилова):

2.1. Подготовить предложения в городскую целевую программу "Русский язык", ориентированные на социальные, содержательные и методические аспекты ее реализации.

Срок: февраль 2002 года.

2.2. Организовать проведение экспертизы учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе для выявления их содержательного и методического уровней и включения в Бланк заказов.

Срок: июнь 2002 года.

3. Санкт-Петербургскому государственному университету педагогического мастерства (В.Г. Воронцова) и Отделу регламентации и правового обеспечения (А.К. Федоров) в 2002-2003 учебном году разработать методику анализа взаимосвязи уровня обученности школьников и используемых учебно-методических комплексов.

4. Отделу финансово-экономического обеспечения (М.Б. Задохина) разработать рекомендации по увеличению оплаты труда учителя словесности за проверку тетрадей.

Срок: апрель 2002 года.

5. Санкт-Петербургскому государственному университету педагогического мастерства (В.Г. Воронцова) спланировать проведение мастер-классов для педагогов по преподаванию русского языка и литературы.

6. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 

Председатель Комитета

Т.И. Голубева

 

Комитет по образованию

Администрации Санкт-Петербурга

 

Решение коллегии

Комитета по образованию

Администрации Санкт-Петербурга

от 23 января 2002 г. N 1

 

"О выполнении решения Коллегии от 24.01.01 N 1
"О состоянии преподавания русского языка
в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"

 

Коллегия 2001 года и Федеральная целевая программа "Русский язык на 2002-2005 годы" оказали влияние на совершенствование работы большинства педагогических коллективов образовательных учреждений, всех НМЦ (РМК) по вопросам преподавания русского языка, повышения грамотности, речевой культуры школьников, улучшения внутришкольного и внутрирайонного контроля.

Разработан план реализации Федеральной целевой программы "Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин на 2001-2005 годы". Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства проведены семинары районных методистов, спланирована работа с учителями, председателями школьных методических объединений. Проведена корректировка планов НМЦ (РМК) с учетом задач выполнения Федеральной целевой программы "Русский язык". Кабинетом русской словесности СПбГУПМ разрабатываются циклы лекций по культуре речи, слушания, педагогической риторике, которые включаются в систему курсов повышения квалификации учителей всех школьных дисциплин, также как и вопросы речевого развития учащихся, выполнения грамотного письма.

В марте 2001 года на региональной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы "Русский язык наших дней и вопросы формирования культуры речи учащихся" обсуждались вопросы преодоления негативных тенденций в преподавании и в освоении учащимися родного языка, влияния речи городской среды - ненормативной лексики, сленга, вульгарных выражений, неоправданных иноязычных заимствований. На городском семинаре районных методистов, председателей школьных методических объединений и учителей-словесников по проблеме "Программно-методическое обеспечение образовательной области "Филология" были определены тенденции развития литературного образования, его учебно-методического обеспечения, возможности интеграции в преподавании родного и иностранного языков на их философской основе. Стали регулярными конференции педагогической общественности, посвященные результативности обучения школьников родному языку.

35 тыс. школьников 3-11 классов школ 17 районов города приняли участие в ноябре 2001 года во всероссийской игре-конкурсе по русскому языку "Русский медвежонок", лучшие результаты показали учащиеся школ Выборгского, Калининского, Красногвардейского, Красносельского, Невского районов.

Необходимо отметить качество, масштаб проводимых мероприятий в Адмиралтейском, Василеостровском, Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Красносельском, Московском и Петроградском районах.

Участие 11 школ города в федеральном эксперименте позволит соотнести обязательный минимум образования по русскому языку и используемые в ОУ учебные планы и учебно-методические комплексы.

В декабре 2001 года проведен анализ качества знаний учащихся по русскому языку в 6-х классах 20 школ, работающих по новому учебному комплексу под ред. М.М. Разумовской; в 10 классах школ, включенных в федеральный эксперимент по изменению структуры и содержания образования, проведены тестовые контрольные работы в соответствии с условиями эксперимента.

Установлено, что учащиеся старших классов показывают недостаточный уровень знаний по русскому языку и сформированность связной письменной речи.

Вместе с тем часть проблем, поставленных на Коллегии в январе 2001 года, не теряют и в настоящее время своей остроты и актуальности:

- приоритетность русского языка в базисном учебном плане в его инвариантном блоке;

- неадекватность статуса учителя родной словесности, его подлинной общественно-педагогической значимости;

- дефицит квалифицированных кадров;

- перегруженность и текучесть учителей словесности;

- низкая оплата труда за проверку тетрадей;

- недостаточная оснащенность школьных библиотек и учебных кабинетов словарями, энциклопедиями, справочниками, учебно-наглядными пособиями, средствами обучения.

К сожалению, средства массовой информации не отреагировали на предложения Комитета по образованию по пропаганде чистоты и культуры речи детей и родителей, по организации передач, направленных на повышение интереса к изучению русского языка.

 

Коллегия решает:

 

1. Информацию принять к сведению.

2. Отметить, что органами управления образованием, СПбГУПМ, ОУ проведена определенная работа по выполнению решения Коллегии от 24.01.01 N 1.

3. Оставить на контроле пп.1.5., 3.1., 4.2., 4.3.

4. Отделу общего образования (Е.В. Шилова):

4.1. В срок до 01.02.02 подготовить в городскую целевую программу "Русский язык" предложения, ориентированные на социальные, содержательные и методические аспекты ее реализации.

4.2. До конца 2001-2002 учебного года организовать проведение экспертизы учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе для выявления их содержательного и методического уровней и включения в Бланк заказов.

5. Отделу регламентации и правового обеспечения (А.К. Федоров) и Санкт-Петербургскому государственному университету педагогического мастерства (В.Г. Воронцова) в 2002-2003 учебном году разработать методику анализа взаимосвязи уровня обученности школьников и используемых учебно-методических комплексов.

6. Отделу финансово-экономического обеспечения (М.Б. Задохина) до 01.03.02 разработать рекомендации по увеличению оплаты труда учителей словесности за проверку тетрадей.

7. Санкт-Петербургскому государственному университету педагогического мастерства (В.Г. Воронцова) спланировать проведение мастер-классов для педагогов по преподаванию русского языка и литературы.

 

Председатель Коллегии

Т.И. Голубева

 

Секретарь Коллегии

Е.М. Лыбин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Приказ Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга от 28 марта 2002 г. N 281 "Об утверждении и реализации решения Коллегии "О состоянии преподавания русского языка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"


Текст приказа официально опубликован не был