Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2002 г. N А56-31779/01 О признании незаконным бездействия ИМНС, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного земельного налога и об обязании зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога в счет уплаты земельного налога, налога на пользователей автодорог, налога на прибыль

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 марта 2002 г. N А56-31779/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Ломакина С.А., при участии от закрытого акционерного общества "Мебельная фабрика N 2" Гусевой Е.В. (доверенность от 04.05.2001), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга Легкого В.Г. (доверенность от 21.12.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2001 по делу N А56-31779/01 (судья Блинова Л.В.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Мебельная фабрика N 2" (далее - ЗАО "Мебельная фабрика N 2", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного налога, и об обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченного согласно уточненному расчету за 1999 и 2000 годы налога на землю в сумме 360 525 руб. в счет предстоящих платежей: по земельному налогу - 155 850 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог - 96 517 руб., а также по налогу на прибыль - 108 158 руб.

Решением от 07.12.2001 иск удовлетворен. Суд первой инстанции подтвердил правомерность позиции Общества об исчислении в 1999 году земельного налога исходя из ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", без применения повышающего коэффициента 2, а в 2000 году - по ставке, предусмотренной названным Законом Санкт-Петербурга, с коэффициентом 1,2

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и в иске отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив законность принятого по делу решения, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ЗАО "Мебельная фабрика N 2" 10.10.2001 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных 360 525 руб. земельного налога в счет уплаты за 2001 год налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 96 517 руб., налога на прибыль в сумме 108 158 руб. и земельного налога в сумме 155 850 руб.

Общество полагало, что не обязано было в 1999 году при исчислении земельного налога применять к ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", коэффициент 2, а в 2000 году - применять коэффициент 1,2 к стоимости одного квадратного метра (платежу за единицу земельной площади) - 15,23 руб., по которой фактически уплачивался земельный налог в 1999 году (7,615 руб. х 2). При составлении уточненного расчета - на основании которого и определена сумма излишне уплаченного налога - Общество сумму земельного налога за 1999 год исчислило без применения коэффициента, а при исчислении налога за 2000 год применило к ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 N 129-21, коэффициент 1,2.

Налоговая инспекция посчитала уточненные расчеты Общества не соответствующими нормам действующего законодательства, в связи с чем зачет не произвела. Это послужило причиной обращения Общества с иском в арбитражный суд.

Суд удовлетворил иск, признав осуществленный Обществом перерасчет земельного налога правомерным. Суд признал, что ставка земельного налога установлена Законом Санкт-Петербурга, а предусматриваемые федеральными законами о федеральном бюджете на очередной год повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога "не являются ставкой налога", поэтому применяются только в пределах года, на который принят федеральный бюджет. Суд также указал, что налоговым периодом по земельному налогу является год, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год", которым на 1999 год установлен повышающий коэффициент "2" к ставкам земельного налога принят только 22.02.99, следовательно, на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ этот коэффициент не мог быть применен в 1999 году. Соответственно суд признал правильным исчисление Обществом в 2000 году земельного налога по ставке, действовавшей в 1999 году, (не увеличенной в 2 раза) с коэффициентом "1,2", пояснив, что применение коэффициента "2" ограничено только 1999 годом.

Кассационная инстанция считает такое решение ошибочным.

Согласно статье 1 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Вводной закон) с 1 января введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением положений, для которых Вводным законом установлены иные сроки.

Как следует из статьи 2 названного Закона, с 1 января 1999 года признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным Законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах..." органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.

Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.

При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

С 1994 года повышающие коэффициенты устанавливались федеральными законодательными и нормативными актами в размере:

1994 год - 50, статьей 21 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ;

1995 год - 2, статьей 9 Федерального закона от 31.03.95 N 39-ФЗ и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562;

1996 год - 1,5, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378;

1997 год - 2, статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ;

1998 год - статьей 1 Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ сохранен до 1 января 1999 года размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленный на 1997 год;

1999 год - 2, статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ.

2000 год - 1,2, статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ.

Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.

ЗАО "Мебельная фабрика N 2" в 1998 году исчисляло и уплачивало земельный налог по ставке 7,615 руб. за один квадратный метр.

Следовательно, в 1999 году земельный налог должен быть исчислен и уплачен из расчета 15,23 руб. за один квадратный метр.

Согласно Федеральному закону от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

Поскольку в 1999 году земельный налог подлежал уплате из расчета 15,23 руб. за один квадратный метр, в 2000 году за один квадратный метр земли Обществу следовало заплатить 18,276 руб. (15, 23 руб. х 1,2).

Именно в таком порядке Обществом был исчислен и уплачен земельный налог за 1999 и 2000 годы на основании первоначально представленных расчетов.

Принимая во внимание, что:

- законность положений всех вышеперечисленных федеральных законодательных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена;

- размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается за единицу земельной площади в расчете на год;

- учет плательщиков земельного налога осуществляется по состоянию на 1 июня;

- расчет налога представляется до первого июня, а уплачивается в два срока - 15 сентября и 15 ноября;

- Федеральным законом от 30.03.99 N 51-ФЗ действие пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации приостановлено до 1 января 2000 года;

- Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год" действует до 31.12.99, -

кассационная инстанция считает, что у Общества отсутствовали законные основания для представления уточненных расчетов по земельному налогу за 1999 и 2000 год.

Учитывая изложенное, жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2001 по делу N А56-31779/01 отменить.

В иске ЗАО "Мебельная фабрика N 2" отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества "Мебельная фабрика N 2" в доход федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

 

Председательствующий
Судьи

Н.Г.Кузнецова
В.В.Дмитриев

С.А.Ломакин

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2002 г. N А56-31779/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника