Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2001 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 15 октября 2001 г. N А56-20000/2001
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
председательствующего В.Б. Слобожаниной
судей: А.Е. Бойко, Л.А. Шульги
рассмотрел в судебном заседании дело по иску ФГУПС "Управление Федеральной почтовой связи СПб"
к 1. УМНС РФ по СПб
2. ИМНС РФ по Адмиралтейскому району СПб
о признании недействительным решения
при участии в заседании:
от истца: представителя Зайковской Т.Е. (доверенность от 26.03.2001 г. N 12),
руководителя юридической группы Близнюк В.И. (доверенность от 03.01.2001 г.)
от ответчика: 1. Ведущего специалиста юридического отдела Акопян Л.Г. (доверенность от 16.11.2000 г. N 15-06/18215)
2. старшего госналогинспектора Александровой Т.Н. (доверенность от 24.09.2001 г. N 04/22313)
установил: Федеральным государственным унитарным предприятием связи "Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга" (далее - ФГУПС "УФПС СПб") заявлены требования к Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Адмиралтескому району СПб от 09.06.2001 г. N 16/14092 (далее - налоговая инспекция) в части пунктов 2, 3.
Определением от 10.09.2001 г. рассмотрение дела было отложено, проведена процессуальная замена ГНИ по СПб на правопреемника Управление МНС РФ по СПб (далее - УМНС), в качестве соответчика привлечена налоговая инспекция.
В судебном заседании истцом представлено заявление об исключении из числа ответчиков УМНС, в отношении которого судом прекращено производство по делу согласно п.6 ст.85 АПК РФ ввиду принятия судом отказа истца от иска в отношении УМНС.
Из материалов дела установлено, что истцом были заключены контракты N RSR001008 от 27 сентября 2000 г. и N RSR001214 от 05 декабря 2000 года с иностранным партнером - "MATDEL Holdings LLC". В рамках данных контрактов УФПС СПб экспортировало краску порошковую эпоксидную за пределы РФ.
Экспорт товара подтверждается грузовыми таможенными декларациями NN 03929/261000/017125, 03929/271000/0017241, 03929/031100/0017641, 03929/091200/0019983, 03929/151200/0020316 с отметками таможенного органа "товар вывезен".
В оплату экспортного товара поступила экспортная выручка на счет ЦФПС СПб в сумме 35802297 руб. в "СПб филиал "ИМПЭКСБАНКА", что подтверждается выпиской банка с лицевого счета N 40502810200030000003 о поступлении денежных средств, а также переводами свифт-сообщений.
УФПС СПб представило в МНС РФ по Адмиралтейскому району СПб расчеты (декларации) по налогу на добавленную стоимость за октябрь, ноябрь, декабрь 2000 года.
Актом выездной налоговой проверки от 18.05.2001 г. ИМНС РФ по Адмиралтейскому району вынесено заключение о неправомерности заявления о зачете сумы НДС 7089515 руб. ввиду отсутствия подтверждающих документов, а именно, не установлен факт начисления и уплаты в бюджет НДС основным производителем товара.
ИМНС РФ по Адмиралтейскому району СПб на основании документов, полученных в ходе выездной налоговой проверки, принято Решение N 16/14092 от 09.06.2001 г. "...восстановить предъявленный ФГУПС УФПС СПб к возмещению налог на добавленную стоимость по реализации товаров на экспорт в размере 7089515 руб.".
Факт экспорта товара и правомерность использования льготы по НДС налоговой инспекцией по Адмиралтейскому району признаются и не оспариваются.
Решение налоговой инспекции в обжалуемой части истец считает незаконным. Поскольку льгота была заявлена декларантом правомерно, в соответствии с подпунктом "а" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 2.2 р.9# Инструкции ГНИ РФ N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС".
Требования налоговой инспекции о необходимости подтверждения факта уплаты всей суммы НДС в бюджет поставщиками экспортера, по мнению истца, не основаны на действующем налоговом законодательстве".
Ответчик иск оспорил, сославшись на следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом МНС РФ от 09.02.2000 г. N АП-3-18/36 и Приказом УМНС РФ по СПб от 15.05.2000 г. N 99 уплата сумм налога в бюджет проверяется путем проведения встречных проверок. На направленный в адрес ИМНС Нижегородской области по г. Заволжье запрос по вопросу встречной проверки ООО "Техавтодеталь", являющегося поставщиком ЗАО "Конверсия 2000", - ответа не получено. По мнению инспекции установлено неправомерное заявление к возмещению (зачету) из бюджета суммы НДС в размере 7089515 руб.
В связи с отсутствием подтверждающих документов, а именно, не установлен факт начисления и уплаты НДС в бюджет основанным производителем товара.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает обоснованными требования истца в соответствии с пунктами 1 и 4 ст. 176 НК РФ.
До окончания 4 квартала 2000 года, за который поданы декларации, у налогоплательщика отсутствовало право определять налоговую базу по данному налогу и соответственно предъявлять налоговую декларацию по НДС за этот период.
В связи с введением с 01.01.2001 г. части второй НК РФ Закона РФ# "О НДС" утратил силу (за исключением отдельных норм).
Порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС с 01.01.2001 г. регулируется Нормами главы 21 части второй НК РФ (с учетом положений, содержащихся в пункте 1 статьи 5 НК РФ).
Как следует из статьи 31 ФЗ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О порядке введения в действие части второй НК РФ", часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах после введения ее в действие.
Ввиду возникновения права налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета возникло на основании декларации, составленной в 2001 году, в период действия главы 21 НК РФ, обязанность налоговой инспекции возместить из бюджета НДС по данной декларации регулируется главой 21 НК РФ. Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено возмещение налоговым органом налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории РФ товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) не позднее трех месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с пунктом 7 статьи 164 НК РФ.
Право истца на возмещение сумм НДС из бюджета подтверждается вышеуказанными контрактами, ГТД, выписками банка, также документально подтвержден размер налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ.
Возражения ответчика на возмещение из бюджета после проведения встречных проверок поставщиков не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку нормы НК РФ не связывают право налогоплательщика на возмещение (возврат) НДС с фактически внесенным в бюджет поставщиками товаров налога, полученного от покупателя товара (работ, услуг), а ставят это право в зависимость от предъявления налога налогоплательщиком и уплаты им налога при приобретении товара поставщиком.
Расходы по государственной пошлине подлежат возврату истцу в соответствии с п.4 ст.6 ФЗ "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 124-127 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Решил:
Признать недействительными пункты 2 и 3 решения Инспекции МНС РФ по Адмиралтейскому району СПб от 09.06.2001 N 16/14092.
В отношении Управления МНС РФ по СПб производство по делу прекратить.
Выдать ФГУПС "Управление Федеральной почтовой связи СПб" справку на возврат государственной пошлины в размере 1000 руб. после вступления решения в законную силу.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
А.Е. Бойко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2001 г. N А56-20000/2001
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2001 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения