Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 сентября 2001 г. N А56-17261/04
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе председательствующего Л.В.Блиновой.
судей:
рассмотрел в судебном заседании дело по иску АОЗТ "Дирос Вуд II"
к 1. Инспекции МНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области
2. Отделение Федерального казначейства по Всеволожскому району Лен.обл.
об обязании ИМНС принять решение и ОФК возвратить НДС
при участии в заседании:
от истца: А.В.Смаглюк - пред. по дов. от 23.04.01 N 23, Е.В.Васильевой - пред. по дов.от 26.02.01.
от ответчика: П.В.Кружалиной - спец. по дов. от 22.08.01 N 15-20336. А.С.Ларионова - пред. по дов. от 30.08.01 N 01/324.
установил: АОЗТ "Дирос Вуд II" обратилось с иском к Инспекции МНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области об обязании возместить из бюджета НДС в сумме 137684 руб.
В судебном заседании истцом заявлено ходатайство о привлечении в качестве второго ответчика Отделения Федерального казначейства по Всеволожскому району Ленинградской области и изменении предмета иска.
Истец просит:
- обязать ИМНС РФ по Всеволожскому району Лен.обл, вынести решение о возмещении (возврате) СП Аозт ""Дирос Вуд II" из бюджета 137 684 руб.;
- обязать Отделение Федерального казначейства по Всеволожскому району Лен.обл., исполнить Решение ИМНС и возвратить СП АОЗТ ""Дирос Вуд II" из бюджета 137 684 руб.
Судом в порядке ст.36, 37 АПК РФ ходатайство истца удовлетворено.
Ответчики иск не признали. ИМНС ссылается на Приказы МНС, согласно которым следует проверить уплату НДС в бюджет поставщиками. ОФК указывает, что по получении решения ИМНС производит возврат НДС из бюджета.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п.6 и 7 ст.3 НК РФ нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности в том числе и относительно порядка исчисления и уплаты налогов.
Истец выполнил все предусмотренные Законом РФ "О НДС" требования, в том числе отставил доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщику при расчетах за приобретенные товары. Обязанность же покупателя продукции представлять доказательства перечисления в бюджет поставщиками товаров, полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость как условие предъявления им к возмещению из бюджета "НДС, уплаченного поставщикам", Законом не предусмотрена.
Налоговый орган, применяя при проверках правильности предъявления налогоплательщиками к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, приказы и письма МНС РФ, должен учитывать следующее:
- согласно п.2 ст.4 НК РФ указанные приказы и письма МНС не относятся к актам законодательства о налогах и сборах;
- в силу п.2 ст.4 НК РФ положения этих документов обязательны к исполнению только налоговыми органами;
- требования, изложенные в названных документах, должны исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные Законом;
- ст.7 Закона РФ "О НДС" Министерству РФ по налогам и сборам не предоставлено право устанавливать порядок возмещения НДС в том числе уплаченного поставщикам экспортированных товаров. Обязанность разработать порядок возмещения НДС из бюджета согласно абзацу второму ст. 12 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ была возложена на Правительство РФ, однако такой порядок уполномоченным ФЗ органом разработан не был. Изменения и дополнения, направленные на законодательное закрепление решения данного вопроса, в Закон РФ "О НДС" в установленном порядке не внесены.
В Законе РФ "О НДС" отсутствуют нормы, закрепляющие правило о том, что суммы НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель обязан истребовать и получить от поставщиков подтверждение такого перечисления и лишь тогда он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации.
Контроль за исполнением поставщиками товаров материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Неисполнение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить причиной к отказу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость добросовестному налогоплательщику при представлении им доказательств уплаты этого налога поставщику.
Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999" и от 31.12.99 "227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" (статья 12) установлено, что возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Указаний на ограничение размера возмещаемых сумм НДС поступлениями этого налога в бюджет от поставщиков в названной статье нет.
Статьей 7 Закона РФ "О НДС", действовавшей до 01.01.01, был установлен порядок уплаты налога в бюджет и его возмещения из бюджета, согласно которому налоговые органы обязаны были возместить из бюджета отрицательную разницу по налогу на добавленную стоимость в 10-ти дневный срок со дня получения расчета (налоговой декларации) за соответствующий налоговый период.
Никакие дополнительные условия возмещения НДС из бюджета этим Законом не были предусмотрены, особые процедуры возмещения этого налога из бюджета Закон не установил.
В связи с введением с 01.01.01 части второй Налогового кодекса РФ Закон РФ "О НДС" с 01.01.01 утратил силу (за исключением отдельных норм).
Порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС с 01.01.01 регулируется нормами главы 21 части второй НК РФ (с учетом положений, содержащихся в п.1 ст.5 НК РФ).
Как следует из ст.31 ФЗ от 05.08.00 N 118-Ф3 "О порядке введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации", часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
Что касается правоотношений, возникших до введения части второй НК РФ, то положения этой части Кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета возникло на основании декларации, составленной в 2001 году, то есть в период действия главы 21 НК РФ, обязанность налогового органа возместить из бюджета НДС по этой декларации и порядок исполнения этой обязанности также регулируются главой 21 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 176 НК РФ предусмотрено возмещение налоговым органом НДС, уплаченного налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (ст.171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (п/п 1 п.1 ст.164 НК РФ) не позднее 3-х месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с п.7 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение указанного срока налоговый орган обязан провести проверку обоснованности сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации, и принять решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения этого решения.
Если же налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решение об отказе и (или) налогоплательщику не представлено мотивированное заключение, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течении 10-ти дней.
Решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета принимается налоговым органом не позднее последнего дня трехмесячного срока, исчисляемого в соответствии с абз.2 п.4 ст. 176 НК РФ, и в тот же срок это решение направляется на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
В отличие от порядка, установленного ст.7 Закона РФ "О НДС" и п.21 Инструкции ГНС N 39 от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты НДС", согласно которому обязанность по возмещению из бюджета отрицательной разницы по налогу возлагалась на налоговые инспекции, ст. 176 НК РФ обязанность возвратить отрицательную разницу по НДС прямо возложена на органы федерального казначейства.
Органы федерального казначейства осуществляют возврат сумм налогов в течение двух недель после получения соответствующего решения налогового органа.
Таким образом иск обоснован по праву и по размеру и подлежит удовлетворению.
Поскольку ИМНС решение об отказе в возмещении НДС не приняло, то требование истца об обязании ИМНС возместить НДС путем принятия решения и передачи его в соответствующее Казначейство, суд считает обоснованным.
Казначейство обязано возвратить НДС из бюджета после получения решения ИМНС о возмещении.
В соответствии со ст.93 АПК РФ истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 4 353 руб. 69 коп.
Руководствуясь ст.ст. 93, 124-128, 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Обязать Инспекцию МНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области возместить НДС по экспорту за 4 квартал 2000 года в сумме 137 684 руб., АОЗТ "Дирос Вуд II" из федерального бюджета путем принятия решения о возмещении и передачи его в Отделение Федерального Казначейства по Всеволожскому району Ленинградской области.
Отделению Федерального казначейства по Всеволожскому району Ленинградской области возвратить АОЗТ "Дирос Вуд II" НДС по экспорту в сумме 137 684 руб., в порядке, предусмотренном п.4 ст. 176 НК РФ.
Выдать АОЗТ "Дирос Вуд II" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 4 353 руб. 69 коп., после вступления решения в законную силу.
Судья |
Л.В.Блинова. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 сентября 2001 г. N А56-17261/04
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения