Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2001 г. N А56-25633/01 О признании недействительным решения ИМНС в части начисления штрафа за неполную уплату сбора за уборку территорий населенных пунктов

ГАРАНТ:

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2001 г. настоящее решение отменено

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2002 г. постановление апелляционной инстанции отменено и решение оставлено в силе

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 31 октября 2001 г. N А56-25633/01

 

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи М.М. Герасимовой

судей: Л.В. Блиновой, И.Б. Лопато

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

ОАО "Светогорск"

к ИМНС РФ по Выборгскому району Ленинградской области

о признании недействительным Решения

при участии в заседании:

от истца: И.А. Смирнов, дов. N 221-2907 от 03.09.01 г., Д.Б. Бабинер, дов. N 221-2907 от 03.09.01 г., О.В. Литвинова, дов. N 221-2907 от 03.09.01 г.

от ответчика: Л.Д. Петракова, дов. N 12 пр-16/658 от 18.01.01 г., Т.П. Павлова, дов. N 116 от 04.01.01 г., О.В. Деминова, дов. N 172 от 03.01.01 г.

установил:

ОАО "Светогорск" обратилось в суд с иском о признании недействительным Решения ИМНС РФ по Выборгскому району Ленинградской области от 29.06.01 г. N 343 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил:

Ответчиком была проведена выездная налоговая проверка истца по вопросу правильности исчисления и уплаты сбора за уборку территорий населенных пунктов за период с 01.01.99 г. по 31.03.01 г., результаты которой нашли отражение в акте N 343 от 04.06.01 г.

Из акта проверки следует, что налоговым органом установлены следующие нарушения истцом законодательства о налогах и сборах:

- несвоевременно уплачен сбор за январь-ноябрь 1999 г. в сумме 95 917 руб. по самостоятельно выявленным истцом ошибкам,

- несвоевременно с просрочкой в 20 дней был представлен расчет по сбору за первый квартал 2001 г. (23.05.01 г. вместо 03.05.01 г.),

- из подлежащей уплате в срок до 20.04.01 г. суммы сбора по расчету за первый квартал 2001 г. 19 134 704 руб. сумма 12 686 044 руб. уплачена несвоевременно - 23.05.01 г.

Согласно принятому по акту проверки Решению ИМНС N 343 от 29.06.01 г. о привлечении истца к налоговой ответственности истцу начислены пени за несвоевременную уплату сбора в сумме 370 327 руб., а также наложены штрафы: по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 956 735 руб. за просрочку представления расчета (налоговой декларации) за первый квартал 2001 г. и по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 537 209 руб. за неполную уплату сбора за февраль и март 2001 г.

В обоснование заявленного требования истец ссылается на следующие обстоятельства:

Сбор за уборку территорий населенных пунктов, установленный Решениями Собраний представителей муниципалитета г. Светогорска Ленинградской области от 19.01.99 г. N 1, от 14.11.00 г. N 14 и от 25.01.00 г. N 1 не обладает обязательными признаками "сбора", соответствующими п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а согласно Положения о сборе содержит все признаки налога, предусмотренные п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, Положением о сборе установлен налог.

Подпункт "х" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. N 2118-1 устанавливает сбор за уборку территорий населенных пунктов.

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 г. N 147-ФЗ акты налогового законодательства применяются в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому под "сбором", установленным подп. "х" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. N 2118-1 с момента вступления в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации следует понимать обязательный платеж, отвечающий всем признакам сбора, установленным п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог на уборку территорий не установлен налоговым законодательством РФ.

Таким образом, привлечение истца к налоговой ответственности по налогу, не установленному ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. N 2118-1 противоречит п. 5 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 г. N 147-ФЗ.

В нарушение требований п. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик не рассмотрел возражения истца и не отразил результатов их проверки в Решении.

Сбор за 1999 г. и 2000 г. установлен Решениями Собраний представителей муниципалитета г. Светогорска Ленинградской области от 19.01.99 г. и 25.01.00 г. соответственно, с приданием им обратной силы с начала года.

Указанное противоречит п.п. 1, 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

И, наконец, налоговым законодательством не предусмотрена возможность привлечения к ответственности по ст.ст. 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации плательщика сбора.

С учетом анализа представленных документов и действующего законодательства суд пришел к следующим выводам:

Согласно ст. 3 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 г. N 147-ФЗ в редакции ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" пункт 3 ст. 1, статьи 12, 13, 14, 15 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Согласно ст. 2 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 2 ст. 18, статьи 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" законную силу не утратили и продолжают действовать.

Сбор за уборку территорий установлен подп. "х" п. 1 ст. 21 ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г. N 2118-1.

Указанный закон не делал принципиальных различий между "налогом" и "сбором". Установленные ст. 21 Закона налоги и сборы независимо от их названия отнесены законодателем к местным налогам.

Согласно п. 4 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" сбор за уборку территорий может устанавливаться Решениями представительных органов власти.

Согласно представленным суду документам указанный сбор был установлен Решением Собрания представителей муниципалитета г. Светогорска Ленинградской области N 1 от 19.01.99 г. в соответствии с требованиями ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 6 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Поскольку Положение о сборе предусматривает все необходимые элементы налогообложения, присущие понятию "налога", данный сбор с точки зрения положений ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации отвечает понятию "налога".

Положения о сборе, утвержденные Решениями Собраний муниципалитета N 1 от 25.01.00 г., N 14 от 14.11.00 г. не изменили основных элементов налогообложения, за исключением размера налоговой ставки.

Таким образом, довод истца о том, что Решениями муниципалитета от 2000 г. введен новый сбор не соответствует фактическим обстоятельствам.

Ответчик привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации (расчета по сбору за уборку территорий населенных пунктов) и не полную уплату сбора за первый квартал 2001 г.

При этом налоговый орган руководствовался Решением муниципалитета от 14.11.00 г. N 14, утвердившего Положение о сборе с налоговой ставкой 1,5%.

Вступление в силу данного законодательного акта с 01.01.2001 г. требованиям ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит.

Само Решение в части утверждения Положения N 8 о сборе было предметом судебного разбирательства Выборгского городского суда и недействительным не признано.

В силу изложенного, а также с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данных в п. 43 Постановления N 5 от 28.02.01 г., неуплата "сбора", подпадающего под определение "налога", данное в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации влечет те же последствия, что и неуплата налога.

Таким образом, выполнение обязанности по уплате сбора является выполнением обязанности налогоплательщика, а поэтому, применение к истцу ответственности, предусмотренной ст.ст. 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации действующему законодательству не противоречит.

Обязанность ежеквартально представлять расчет (налоговую декларацию) по сбору за уборку территорий населенных пунктов в срок, установленный для представления бухгалтерской отчетности, предусмотрена ст. 10 Положения.

Истец расчет за первый квартал 2001 г. представил с просрочкой в 20 дней, и данное обстоятельство им не оспаривается, таким образом, штраф по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации наложен на него правомерно.

Уплата сбора согласно ст. 9 Положения должна производится ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Сумма сбора за первый квартал 2001 г., причитающаяся к уплате, согласно расчету истца (л.д. 16) составила 19 134 704 руб.

За январь 2001 г. платеж в сумме 6 448 660 руб. истец произвел своевременно.

За февраль и март 2001 г. допустил просрочку внесения платежей, за что ответчиком правомерно в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.

Расчет суммы пени истцом не оспорен.

Вместе с тем, привлечение истца к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, начисленного на сумму сбора (12 686 044 руб.), уплаченного с просрочкой следует признать неправомерным, т.к. на момент составления акта и принятия Решения сбор за первый квартал 2001 г. был уплачен истцом полностью.

При отсутствии недоимки отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного Решение Инспекции в этой части должно быть признано недействительным.

В остальной части в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 53, 59, 95, 124-127, 132, 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать недействительными п. 1.2, подп. "а" п. 2.1., резолютивной части Решения Инспекции МНС РФ по Выборгскому району Ленинградской области N 343 от 29.06.01 г. в части начисления штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части в иске отказать.

Расходы по госпошлине оставить на истце.

 

Председательствующий:
Судьи

М.М. Герасимова
Л.В. Блинова

И.Б. Лопато

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2001 г. N А56-25633/01


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 декабря 2001 г. настоящее решение отменено

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2002 г. постановление апелляционной инстанции отменено и решение оставлено в силе