Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. N А56-3644/02 Поскольку налоговый орган нарушил положения статьи 69 НК РФ при оформлении требования на уплату пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог, то требование признано недействительным

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2002 г. N А56-3644/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Асмыковича А.В., Троицкой Н.В., при участии от открытого акционерного общества "Ижорские заводы" Шабанова А.А.(доверенность от 21.12.01 N 102 Б.З.), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу Лищук В.А. (доверенность от 04.03.02 N 10-09/1626), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижорские заводы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.02 по делу N А56-3644/02 (судьи Масенкова И.В., Рыбаков С.П., Алешкевич О.А.),

установил:

Открытое акционерное общество "Ижорские заводы" (далее - ОАО, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования об уплате налогов и пеней Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу, далее - налоговая инспекция) N 41000864 в части начисления 3 102 735 руб. 98 коп. пеней в федеральный бюджет за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.

Решением суда от 18.02.02 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО "Ижорские заводы", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить исковые требования. По мнению подателя жалобы, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен, действие законодательных актов о порядке формирования федерального дорожного фонда приостановлено на 2001 и 2002 год. Поэтому, считает истец, налоговой инспекцией неправомерно начислены пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог. В кассационной жалобе истец также указал на несоответствие оспариваемого требования об уплате налогов и пеней положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, представитель налоговой инспекции просил оставить решение суда без изменения.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что 08.10.01 Предприятию налоговым органом направлено требование N 41000864 об уплате налогов и пеней. Согласно требованию ОАО должно перечислить в федеральный бюджет 3 102 735 руб. 98 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.

По мнению истца срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд законодательством не установлен, поэтому начисление пеней за несвоевременную уплату этого налога неправомерно.

Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно отклонил этот довод Предприятия относительно периода до 01.01.01.

В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи, порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Несмотря на это, в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налога, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд.

Принимая во внимание, что ОАО "Ижорские завода" до 01.01.01 нарушало срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, что Предприятием не оспаривается, налоговая инспекция вправе была начислить пени за несвоевременную уплату названного налога.

Однако в судебном заседании кассационной инстанции представитель налогового органа пояснил, что в оспариваемом Предприятием требовании N 41000864 указаны пени, начисленные как на недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, возникшую до 01.01.01, так и на недоимку по этому налогу, образовавшуюся в течение 2001 года.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено на 2001 год. Следовательно, у налоговой инспекции не было основания для начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2001 году.

В нарушение положений статьи 69 НК РФ налоговая инспекция в требовании N 41000864 не указала за какой период и на какую сумму недоимки по налогу начислены пени. В оспариваемом требовании также отсутствуют сведения о том, какая именно сумма пеней относится к недоимке по налогу на пользователей автомобильных дорог за период до 01.01.01, и какая - к недоимке, возникшей в 2001 году. Таким образом, суд кассационной инстанции лишен возможности определить, в какой части оспариваемое Предприятием требование является законным. Отсутствие соответствующего расчета указанной в требовании суммы пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, нарушает и права налогоплательщика, так как не позволяет проверить обоснованность суммы пеней по размеру.

В связи с изложенным, следует признать, что в данном случае нарушение налоговым органом положений статьи 69 НК РФ при оформлении требования N 41000864 является обстоятельством, препятствующим признанию требования недействительным только в части неправомерно начисленных пеней на недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог, возникшую в 2001 году. Следовательно, решение суда подлежит отмене, а исковые требования ОАО "Ижорские заводы" - удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.02 по делу N А56-3644/02 отменить.

Признать недействительным требование от 05.10.01 N 41000864 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу в оспариваемой части.

Возвратить открытому акционерному обществу "Ижорские заводы" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по иску и кассационной жалобе.

 

Председательствующий
Судьи

Л.И. Кочерова
А.В. Асмыкович

Н.В. Троицкая

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. N А56-3644/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника