Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2002 г. N А42-3478/01-23 Иск ИМНС к Кооперативу и Администрации о расторжении кредитного соглашения по предоставлению налогового кредита не удовлетворен, поскольку в налоговом законодательстве не содержится такого основания принудительного досрочного прекращения договора об инвестиционном налоговом кредите, как изменение обстановки вследствие изменения законодательства о налогах и сборах

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 апреля 2002 г. N А42-3478/01-23

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В.,

судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.12.2001 по делу N А42-3478/01-23 (судья Янковая Г.П.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по закрытому административно-территориальному образованию Снежногорск (в настоящее время Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к производственному кооперативу "Рыболовецкий колхоз "Ударник-2" (далее - Рыболовецкий колхоз "Ударник-2") и администрации закрытого административно-территориального образования Снежногорск о расторжении кредитного соглашения от 20.03.1998 по представлению налогового кредита.

Решением арбитражного суда от 24.12.2001 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, соглашение от 20.03.98 о предоставлении инвестиционного налогового кредита подлежит расторжению в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, с признанием утратившим силу Закона Российской Федерации "Об инвестиционном налоговом кредите", а также с внесением изменений в другие законодательные акты, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов в Российской Федерации.

Стороны о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, но представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в целях реализации программы по судоремонту промысловых судов на судоремонтном заводе "Нерпа" и организации строительства траулеров-парусников проекта 13720 постановлением главы закрытого административно-территориального образования Снежногорск от 19.03.98 N 194 "Рыболовецкому колхозу "Ударник-2" предоставлен целевой инвестиционный налоговый кредит сроком на два года. На основании названного постановления администрация закрытого административно-территориального образования Снежногорск заключила с "Рыболовецким колхозом "Ударник-2" соглашение от 20.03.98 о предоставлении налогового кредита на срок до 31.12.99 в виде отсрочки налоговых платежей, зачисляемых в местный бюджет. Условия соглашения выполняются обеими сторонами, что не оспаривается налоговой инспекцией. Согласно срочным обязательствам от 20.03.98 к кредитному соглашению установлен последний срок погашения кредита - 09.04.2002. Рыболовецкий колхоз "Ударник-2" досрочно в августе 2001 года полностью погасил налоговый кредит.

Согласно статье 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" инвестиционный налоговый кредит является льготой по налогам в виде отсрочки взимания налогов, предоставляемой налогоплательщику уполномоченным на то органом.

До введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации порядок предоставления льготы по налогам в виде инвестиционного налогового кредита определялся Законом Российской Федерации от 20.12.91 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите" (далее - Закон о кредите).

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14.07.92 N 3297-1 в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.

В соответствии со статьями 9, 12 и 13 Закона о кредите органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе предоставлять предприятиям налоговый кредит в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты, путем заключения кредитного соглашения. Право на выделение льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет закрытых административно-территориальных образований, предоставлено закрытым административно-территориальным образованиям и положениями статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Таким образом, соглашение от 20.03.98 о предоставлении инвестиционного налогового кредита "Рыболовецкому колхозу "Ударник-2" на срок до 31.12.99 заключено администрацией закрытого административно-территориального образования Снежногорск в пределах предоставленной ей компетенции и в соответствии с действовавшим на дату заключения соглашения налоговым законодательством.

Порядок и основания отмены льготы в виде предоставления налогоплательщику инвестиционного налогового кредита до 01.01.99 были установлены статьей 14 Закона Российской Федерации "Об инвестиционном налоговом кредите", а после указанной даты - положениями статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 68 Налогового кодекса Российской Федерации действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть прекращено досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока, а также по соглашению сторон или по решению суда.

Основанием досрочного прекращения договора может являться нарушение предприятием, получившим отсрочку уплаты налогов, условий этого договора. В данном случае таких нарушений судом не выявлено и налоговый орган на эти обстоятельства не ссылается.

В налоговом законодательстве не содержится такого основания принудительного досрочного прекращения договора об инвестиционном налоговом кредите, как изменение обстановки вследствие изменения законодательства о налогах и сборах. Поэтому кассационная инстанция считает, что суд обоснованно отказал налоговому органу в удовлетворении иска по заявленным основаниям.

В кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на то, что в соответствии с законами Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" федеральные налоги с 01.01.2000 уплачиваются налогоплательщиками, зарегистрированными в закрытых административно-территориальных образованиях, частично в федеральный бюджет. Поэтому в части федеральных налогов, направляемых в бюджет Российской Федерации, администрация не вправе предоставлять налоговые кредиты. Приведенный налоговой инспекцией довод не может являться основанием для изменения условий соглашения от 20.03.98 в части необходимости возврата кредита по налогам, направляемым с 01.01.2000 в федеральный бюджет, поскольку налоговый кредит был предоставлен за счет средств налогов, подлежащих зачислению в 1998-1999 годах в бюджет закрытого административно-территориального образования.

Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что на момент рассмотрения дела в суде "Рыболовецкий колхоз "Ударник-2" обязательства по договору исполнил, а следовательно, в силу пункта 2 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации соглашение от 20.03.1998 по представлению налогового кредита прекратило свое действие. Таким образом, основания для расторжения данного договора в судебном порядке отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.12.2001 по делу N А42-3478/01-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

В.В.Дмитриев
А.В.Шевченко

С.А.Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2002 г. N А42-3478/01-23


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника