Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А56-36629/01 По иску ИМНС РФ к Государственному учреждению о взыскании штрафа за несвоевременное сообщение сведений об учете объекта недвижимости

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2002 г. N А56-36629/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В.,

при участии от государственного учреждения "Ленинградское областное управление инвентаризации и оценки недвижимости" Дубининой А.В. (доверенность от 09.04.2002 N 78-и),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2001 по делу N А56-36629/01 (судья Асмыкович А.В.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению "Ленинградское областное управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУ "Леноблинвентаризация") о взыскании на основании пункта 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 125 000 рублей штрафа за нарушение срока представления в налоговый орган сведений об учете объектов недвижимого имущества.

Решением от 22.01.2002 суд отказал ИМНС в иске, со ссылкой на отсутствие оснований для привлечения ГУ "Леноблинвентаризация" к налоговой ответственности.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда и удовлетворить иск. По мнению налогового органа, при вынесении обжалуемого судебного акта неправильно применены положения пункта 4 статьи 85 НК РФ, в котором не указан конкретный регистрирующий орган, но "из буквального смысла данной нормы следует, что орган должен осуществлять одну из перечисленных в ней функций". Кроме того, ИМНС указывает на то, что в данном случае "речь идет о регистрации недвижимого имущества как объекта, что входит в обязанность органов технической инвентаризации", которые должны представлять в налоговый орган по установленной форме "данные oб учете объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам".

Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель ИМНС в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

В соответствии с решением от 14.11.2001 N 16-1136, принятым руководителем ИМНС в порядке статьи 101 НК РФ на основании акта о налоговом правонарушении от 17.10.2001 N 16/2402, ГУ "Леноблинвентаризация" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129-1 НК РФ, в виде взыскания 125 000 рублей штрафа за нарушение установленного пунктом 4 статьи 85 НК РФ срока представления в налоговый орган сведений об учете объектов недвижимости, принадлежащих юридическим и физическим лицам и являющихся объектами налогообложения (129 случаев).

Однако согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ "органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества".

В силу названной нормы сведения о расположенном на подведомственной территории недвижимом имуществе, о зарегистрированных транспортных средствах и об их владельцах должны сообщать в налоговые органы в 10-дневный срок с момента регистрации этого имущества органы, осуществляющие как учет, так и регистрацию такого имущества, а также органы, осуществляющие только его регистрацию. Таким образом, согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ сообщать в налоговые органы сведения об объектах налогообложения и их владельцах обязаны только органы, осуществляющие регистрацию объектов налогообложения, которые дополнительно могут вести и их учет. Правомерность этого вывода подтверждается предусмотренным названной нормой сроком, который исчисляется с момента регистрации имущества.

В данном случае предметом деятельности ГУ "Леноблинвентаризация" является "техническая инвентаризация, учет, оценка и переоценка объектов недвижимости". Действительно, в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) такой вид имущества, как недвижимость, является объектом налогообложения, а владельцы недвижимости - плательщиками налога на имущество. Однако в силу пунктов 2 и 4 статьи 5 Закона N 2003-1 органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налога, то есть данные об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года.

При таких обстоятельствах у ИМНС отсутствовали основания для привлечения ГУ "Леноблинвентаризация" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129-1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с названным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу. Налоговым кодексом Российской Федерации и, в частности пунктом 4 статьи 85 НК РФ, не установлена обязанность органов технической инвентаризации, которые осуществляют учет и оценку объектов недвижимости, представлять в налоговый орган сведения об объектах налогообложения и их владельцах. Тем более что предусмотренная пунктом 4 статьи 85 НК РФ обязанность должна быть исполнена в течение 10 дней после регистрации недвижимого имущества, которую согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 9 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проводят учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отсутствие события налогового правонарушения в силу пункта 1 статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности, поэтому суд правомерно отказал налоговому органу в иске о взыскании с ответчика 125 000 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 129-1 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2002 по делу N А56-36629/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

В.В.Дмитриев
С.А.Ломакин

А.В.Шевченко

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А56-36629/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника