Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2002 г. N А56-32763/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тхоместо-Терминал" Константиновой А.Г. (доверенность от 20.12.2001), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Трошкиной Н.Г. (доверенность от 03.01.2002 N 04-05/89), от Отделения федерального казначейства Минфина РФ по Центральному району Санкт-Петербурга Пыжиковой А.Ф. (доверенность от 14.01.2002 N 01-25/65),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2002 по делу N А56-32763/01 (судьи Блинова Л.В., Бойко А.Е., Згурская М.Л.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тхоместо-Терминал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 19.10.2001 N 62/06 и об обязании возместить путем возврата из бюджета 3 676 112 руб. налога на добавленную стоимость и отраженного в декларации по экспортным поставкам за июнь 2001 года.
К участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика привлечено Отделение федерального казначейства Минфина РФ по Центральному району Санкт-Петербурга.
Решением суда от 14.01.2002 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, налог на добавленную стоимость не может быть возмещен налогоплательщику до уплаты в бюджет этого налога поставщиками продукции (работ, услуг). Доказательствами же уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками налоговая инспекция не располагает.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Тхоместо-Терминал" 20.07.2001 представило налоговую декларацию за июнь 2001 года, в которой заявлена льгота, предусмотренная законодательством о налоге на добавленную стоимость, в связи с реализацией продукции на экспорт. В подтверждение факта экспорта продукции Общество представило налоговому органу необходимый комплект документов. Согласно декларации, сумма налога, уплаченная поставщикам по приобретенным товарно-материальным ценностям, использованным при экспорте и подлежащая возмещению Обществу из бюджета, составила 3 676 112 руб.
Проверив правомерность предъявления налогоплательщиком к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость путем проведения встречных проверок других налогоплательщиков, налоговая инспекция пришла к выводу, что Общество неправомерно предъявило к возмещению из бюджета 3 676 112 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ценностей, поскольку у налогового органа отсутствуют доказательства перечисления поставщиками Общества полученных от него сумм налога в бюджет.
По результатам проверки принято решение от 19.10.2001 N 62/06 об отказе в возмещении 3 676 112 руб. налога на добавленную стоимость.
Посчитав такие действия налогового органа не основанными на нормах налогового законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения недействительным.
Суд удовлетворил исковые требования, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской (далее - НК РФ) установлен порядок возмещения налога на добавленную стоимость.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено возмещение налоговым органом налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) не позднее трех месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с пунктом 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение указанного срока налоговый орган обязан провести проверку обоснованности сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации, и принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения этого решения.
Если же налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решение об отказе и (или) налогоплательщику не представлено мотивированное заключение, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
Указанными нормами предусмотрена обязанность налогоплательщика представить доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам при расчетах за приобретенные товары (работы, услуги). Обязанность же покупателя товаров (работ, услуг) представлять доказательства перечисления поставщиками полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость в бюджет как условие предъявления покупателем-налогоплательщиком к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость не установлена.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности, в том числе относительно порядка исчисления и уплаты налогов.
В главе 21 НК РФ не содержится норм о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель должен истребовать и получить от поставщика подтверждение такого перечисления, и только после этого он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость.
Контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета этого налога добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2002 делу N А56-32763/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2002 г. N А56-32763/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника