Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. N А56-1822/02 По иску ИМНС РФ к ОАО о взыскании штрафа за нарушение срока представления в налоговый орган расчетов отчислений за загрязнение окружающей среды

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2002 г. N А56-1822/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Почечуева И.П.,

при участии от открытого акционерного общества "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" Искры В.В. (доверенность от 29.03.02) и Скачковой М.Б. (доверенность от 17.04.02), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Шмелевой Ю.В. (доверенность от 10.12.01),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.02 по делу N А56-1822/02 (судья Лопато И.Б.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" (далее - ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие N 1") штрафов за непредставление в установленный срок расчетов отчислений за загрязнение окружающей среды.

Решением арбитражный суда от 28.02.02 иск удовлетворен в сумме 17 516 руб.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" просит отменить решение от 28.02.02 и отказать в иске полностью, указывая на неправильное применение судом статей 11, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 1, 4, 17, 21, 101, 106, 108, 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" поддержал доводы жалобы, а представитель налоговой инспекции просил оставить решение арбитражного суда без изменений, считая его законным и обоснованным.

Проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к ее удовлетворению.

Постановлением налоговой инспекции от 05.07.01 N 10-15 ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление налоговому органу расчетов 10 процентов отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды за 4-й квартал 2000 и 1-й квартал 2001 года.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты всех уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, относятся к федеральным налогам.

Согласно пункту 2 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Минприроды Российской Федерации, Минфином Российской Федерации, Госналогслужбой Российской Федерации N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10 в исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 и статьи 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", плательщиками 10 процентов отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Разделом III Порядка на природопользователей возложена обязанность определять и согласовывать с соответствующими территориальными органами Минприроды Российской Федерации с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды, а также представлять налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по форме согласно приложению N 1, а по истечении квартала, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - сведения по форме согласно Приложению N 2. Сроки перечисления средств установлены пунктом 6 Порядка.

Мнение ответчика, что расчет 10 процентов отчислений от платы за загрязнение окружающей среды нельзя считать налоговой декларацией, представляется ошибочным, поскольку определение "налоговая декларация", данное в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, связано не только с получением доходов и расходов. Согласно приведенной норме налогоплательщик должен направить в письменной форме любые (другие) данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для признания неправильными выводов суда первой инстанции о том, что отчисления от платы за загрязнение окружающей среды являются налогами.

Пропуск ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" сроков представления расчетов по платежам за загрязнение окружающей среды правильно квалифицирован налоговой инспекцией как налоговое правонарушение и у арбитражного суда не имелось оснований для отказа в иске.

Что касается нарушения налоговой инспекцией установленного статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации порядка привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, то согласно пункту 6 статьи 101 Кодекса соблюдение должностными лицами налоговых органов требований этой статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Однако, как разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, по смыслу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В таком случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Налогоплательщик не был лишен возможности представить свои возражения по иску и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебном заседании. Материалы дела и доводы ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" изучены судом и им дана надлежащая правовая оценка. Таким образом, нарушение налоговой инспекцией требований статьи 101 НК РФ не привело к нарушению законных интересов ответчика, поскольку он воспользовался своим правом на судебную защиту.

Нарушения судом норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.02 по делу N А56-1822/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Грузовое автотранспортное предприятие N 1" - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

О.В.Ветошкина
Е.П.Закордонская

И.П.Почечуев

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. N А56-1822/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника