Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2002 г. N А26-4358/00-01-10/192 По иску ОАО к таможне о взыскании излишне уплаченной (взысканной) таможенной пошлины, таможенного сбора, НДС и процентов за излишне взысканные пошлины и сборы, а также убытков

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2002 г. N А26-4358/00-01-10/192

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кочеровой Л.И., Почечуева И.П.,

при участии от Государственного таможенного комитета Российской Федерации Ильющенко О.В. (доверенность от 16.10.01 N 14-58/01-289д), от Петрозаводской таможни Ильющенко О.В. (доверенность от 29.12.01 N 14-1-/9147),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного таможенного комитета Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.02 по делу N А26-4358/00-01-10/192 (судьи Тойвонен И.Ю., Петровский А.В., Романова О.Я.),

установил:

Открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Главстройпром" в лице филиала "Петрозаводский ЛПК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Петрозаводской таможни (далее - таможня) 169 419 руб. 77 коп., в том числе: 46 424 руб. 60 коп. излишне уплаченной (взысканной) таможенной пошлины, 348 руб. таможенного сбора, 55 709 руб. 52 коп. налога на добавленную стоимость и 4697 руб. процентов, начисленных на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации), а также 62 240 руб. 47 коп. убытков (расходы по хранению товара на складе временного хранения и плата за пользование железнодорожными вагонами).

Определением от 16.01.01 удовлетворено ходатайство общества об изменении исковых требований и взыскании 164 722 руб. 77 коп. убытков, причиненных неправомерными действиями таможни. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее - ГТК Российской Федерации) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин Российской Федерации).

Решением суда от 16.02.01 с ГТК Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 164 722 руб. 77 коп. убытков. В иске к Минфину Российской Федерации и таможне отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.04.01 решение суда от 16.02.01 отменено. В иске обществу отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 14.06.01 решение суда от 16.02.01 и постановление апелляционной инстанции от 02.04.01 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе судебного разбирательства при новом рассмотрении дела общество уточнило исковые требования и просило взыскать 102 492 руб. 12 коп. излишне уплаченных таможенных платежей и 62 240 руб. 47 коп. убытков.

Решением суда от 01.11.01 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.02 решение суда от 01.11.01 отменено в части отказа обществу в возврате уплаченных таможенных платежей и налога на добавленную стоимость. Суд апелляционной инстанции обязал ГТК Российской Федерации возвратить обществу из бюджета 102 134 руб. 12 коп. таможенных платежей, в том числе 46 434 руб. 60 коп. таможенной пошлины и 55 709 руб. 52 коп. налога на добавленную стоимость. В иске к Минфину Российской Федерации отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ГТК Российской Федерации просит отменить постановление апелляционной инстанции от 30.01.02 и оставить в силе решение суда от 01.11.01. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно применил положения статьи 78 НК Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных таможенных платежей является Минфин Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации и общество о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ГТК Российской Федерации и таможни поддержал доводы кассационной жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что постановление суда подлежит отмене в части обязания ГТК Российской Федерации возвратить обществу 102 134 руб. 12 коп. излишне уплаченных таможенных платежей, а указанная сумма подлежит взысканию с таможни за счет средств соответствующих бюджетов.

Как следует из материалов дела, общество в феврале 1999 года переместило через таможенную границу России лесоматериалы (баланс березовый) в адрес фирмы "Энсо" (Финляндия). Однако в апреле 1999 года товар возвращен в Россию на склад временного хранения в связи с истечением срока исполнения контракта и отказом покупателя от товара.

Общество обратилось в таможню с заявлением разрешить оформление товара в таможенном режиме "реимпорт товаров", в чем ему письмом от 06.05.99 N 06-06/2052 отказано и предложено оформить товар в таможенном режиме "выпуск товаров в свободное обращение" или "отказ в пользу государства". Не получив разрешения на оформление товара в таможенном режиме "реимпорт товаров", общество в июне 1999 года оформило товар в режиме "выпуск товаров в свободное обращение" и уплатило 46 424 руб. 60 коп. таможенной пошлины и 55 709 руб.52 коп. налога на добавленную стоимость, подлежавших уплате при оформлении товара в данном таможенном режиме.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.99 по делу N А26-2869/99-02-02/170, вступившим в законную силу, признан не соответствующим закону отказ таможни в оформлении товара в таможенном режиме "реимпорт товаров".

В удовлетворении заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможня отказала.

Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, в постановлении от 14.06.01 указал, что в данном случае таможенные платежи, внесенные истцом при оформлении товара в таможенном режиме "выпуск товаров в свободное обращение", являются излишне уплаченными, а их сумма подлежит зачету либо возврату из бюджета (но не за счет средств ГТК Российской Федерации) по правилам налогового, а не гражданского законодательства. Такой вывод суда кассационной инстанции правомерен по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.

Таможенные платежи уплачиваются в соответствии с таможенными режимами. Согласно статье 25 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) лицо праве в любое время выбрать любой таможенный режим.

Общество выбрало таможенный режим "реимпорт товаров". Незаконное решение таможни об отказе в оформлении товара в таможенном режиме "реимпорт товаров" признано судом недействительным.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса. Истец требует излишне уплаченные таможенные платежи. Специальный порядок восстановления прав налогоплательщиков при излишней уплате налогов определен статьей 78 НК Российской Федерации.

Как указано в статье 2 НК Российской Федерации, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК Российской Федерации. Статьей 78 НК РФ установлено, что правила о возврате излишне уплаченной суммы налога или сбора применяются также при возврате излишне уплаченной суммы налога или сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов. Поэтому при рассмотрении требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, являющихся налогами, необходимо руководствоваться положениями статьи 78 НК Российской Федерации.

Возврат суммы излишне уплаченного налога в соответствии со статьей 78 НК Российской Федерации за счет средств бюджета, в который произошла переплата, а не за счет таможенного (налогового) органа. При этом истребуемые налогоплательщиком суммы налогов подлежат возврату налоговым органом по месту учета налогоплательщика, а применительно к налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - таможенным органом, в котором производилось таможенное оформление товара и на счет которого произведена переплата налога.

То обстоятельство, что истец уплатил таможенные платежи в соответствии с заявленным им таможенным режимом "выпуск товаров в свободное обращение", не может служить основанием для отказа в иске к таможенному органу, поскольку, как установили судебные инстанции, общество заявило указанный таможенный режим на основании письма (решения) таможни, признанного судом недействительным. В то время как основанием для уплаты таможенных платежей (федеральных налогов) являются нормы законодательства о налогах и сборах, а не противоправные действия таможенных органов.

Таким образом, истребуемые обществом таможенные платежи в сумме 102134 руб. 12 коп. следует квалифицировать как излишне уплаченные налоги.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление суда подлежит отмене в части обязания ГТК Российской Федерации возвратить обществу 102 134 руб. 12 коп. таможенных платежей. Обязанность по возврату из бюджета указанной суммы следует возложить на таможню.

В необжалуемой части постановление апелляционной инстанции от 30.01.02 законно и оснований для его отмены в этой части не имеется.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.02 по делу N А26-4358/00-01-10/192 отменить в части обязания Государственного таможенного комитета Российской Федерации возвратить из бюджета открытому акционерному обществу "Холдинговая компания "Главстройпром" 102 134 руб. 12 коп. таможенных платежей.

В иске к Государственному таможенному комитету Российской Федерации в этой части отказать.

Обязать Петрозаводскую таможню возвратить открытому акционерному обществу "Холдинговая компания "Главстройпром" за счет средств соответствующих бюджетов 102 134 руб. 12 коп. излишне уплаченных таможенных платежей, в том числе 46 434 руб. 60 коп. таможенной пошлины и 55 709 руб.52 коп. налога на добавленную стоимость.

В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

 

Председательствующий
Судьи

С.Н.Бухарцев
Л.И.Кочерова

И.П.Почечуев

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2002 г. N А26-4358/00-01-10/192


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника