Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2002 г. N А21-61/02-С1 О признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления налога на землю, пеней и штрафа

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 апреля 2002 г. N А21-61/02-С1

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Закордонской Е.П., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2002 по делу N А21-61/02-С1 (судьи Приходько Е.Ю., Мялкина А.В., Можегова Н.А.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Калининградский рыбоконсервный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда (далее - инспекция) о признании частично недействительным ее решения от 05.10.2001 N 280.

Решением суда от 14.01.2002 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права и принять новое решение.

Истец и ответчик извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общества по своевременности перечисления и полноты уплаты налога на землю за период с 01.01.1998 по I полугодие 2001 года инспекцией составлен акт N 39 от 29.08.2001. По решению инспекции от 05.10.2001 N 280 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 106 452 рублей 72 копеек. Кроме того, данным решением обществу предложено уплатить доначисленный налог на землю, за указанный период, в размере 532 263 рублей 61 копейки, а также пеней за несвоевременную уплату налога на землю в размере 295 416 рублей 98 копеек.

По мнению общества, инспекцией неправомерно доначислен налог на землю, вследствие чего обжалуемое решение подлежит частичной отмене, в том числе неправомерно доначислено налога на землю в сумме 271 008 рублей 61 копейки, пени в сумме 77 027 рублей 45 копеек, и неправомерно применена санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на землю.

При разрешении данного спора суд первой инстанции правомерно сослался на пункт 2 статьи 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, доначисление инспекцией сумм налога, пеней и штрафа за период с 01.01.99 по 31.08.99 исходя из ставки 9,18, установленной Решением Горсовета депутатов города Калининграда от 07.07.99 N 248 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога в Калининградской области на 1999 год", является неправомерным, поскольку указанное решение вступило в законную силу 01.09.99, то есть с момента его опубликования.

Суд правомерно признал необоснованным доначисление инспекцией налога на землю за 2000 год по ставке 11,02 рублей, пеней и штрафа, поскольку эта ставка установлена решением Горсовета депутатов города Калининграда от 14.06.2000 N 194. Следовательно, обязанность налогоплательщика уплачивать земельный налог по указанной ставке возникает с 01.01.2001.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным.

То обстоятельство, что общество не являлось собственником и не имело правоустанавливающего документа на использование земельного участка площадью 1,12 га, предоставленного ему Постановлением Мэра города Калининграда от 22.02.2000 N 478, не освобождает его от уплаты земельного налога. Оформление правоустанавливающих документов на землепользование является обязанностью землепользователя, которую он должен исполнить. Несвоевременная регистрация соответствующего права на земельный участок не исключает применение к фактическому землепользователю предусмотренных НК РФ мер ответственности и предъявления ему требования о выполнении обязанности уплатить земельный налог.

Таким образом, общество, фактически владеющее и использующее указанный земельный участок, является землепользователем, вследствие чего и было обязано исчислять и уплачивать земельный налог за период с 23.08.2000 по 06.03.2001.

При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемого акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.2002 по делу N А21-61/02-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Е.П.Закордонская
С.Н.Бухарцев

Д.В.Хохлов

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2002 г. N А21-61/02-С1


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника