Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2002 г. N А56-29676/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Шевченко А.В. и Ломакина С.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Алябьевой Н.Э. (доверенность от 03.01.2002 N 04-03/95),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2002 по делу N А56-29676/01 (судьи Демина И.Е., Глазков Е.Г., Третьякова Н.О.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Инваком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения от 16.10.2001 N 37-10/180 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) и об обязании налоговой инспекции возместить 952 683 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2001 года.
Определением суда от 18.10.2001 исковое заявление возвращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2001 определение суда было отменено и дело передано на новое рассмотрение.
Решением от 28.01.2002 суд удовлетворил иск общества со ссылкой на преюдициальное значение решения, принятого арбитражным судом по делу N А56-33531/01, которым подтверждено право ЗАО "Инваком" на налогообложение по налоговой ставке 0%, а отказ налоговой инспекции в возмещении налога на добавленную стоимость признан неправомерным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку в ходе встречных проверок поставщиков общества установлено, что уплаченная истцом сумма налога на добавленную стоимость в бюджет не поступила.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела истец представил в налоговую инспекцию декларацию по налоговой ставке 0% за июль 2001 года и предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) документы для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку обоснованности применения обществом экспортной льготы по налогу на добавленную стоимость за июль 2001 года и, не оспаривая наличие полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, на основании акта от 16.10.2001 N 37-10/180 признала неправомерным предъявление истцом к возмещению из бюджета 952 683 руб. налога на добавленную стоимость. В подтверждение налоговый орган указал на то, что не получены результаты встречных проверок поставщиков общества относительно уплаты ими в бюджет налога на добавленную стоимость.
На основании изложенного налоговая инспекция решением от 16.10.2001 N 37-10/180 отказала обществу в возмещении 952 683 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за июль 2001 года.
Однако право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 165 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм налога на добавленную стоимость при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также представлением в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0%.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению. Такая обязанность предусмотрена только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них, что ИМНС не установлено.
Согласно пункту 4 статьи 165 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод налогового органа о том, что проверками не подтверждена уплата в бюджет налога поставщиками истца.
В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В данном случае суд на основании имеющихся в деле доказательств установил, что общество выполнило предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ условия возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг). Поскольку налоговая инспекция не оспаривает правомерность применения истцом налоговой ставки 0%, а также факт уплаты истцом сумм налога на добавленную стоимость поставщикам товаров, что является основанием для применения налоговых вычетов, суд правомерно признал недействительным решение налогового органа от 16.10.2001 N 37-10/180, принятое с нарушением прав налогоплательщика и норм главы 21 НК РФ, и обязал налоговую инспекцию возместить 952 683 руб. налога путем перечисления этой суммы на расчетный счет общества.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2002 по делу N А56-29676/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А56-29676/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве