Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2002 г. N 1182 По иску КУГИ о применении последствий недействительности сделки-передачи государственного имущества в полное хозяйственное ведение АООТ и обязать АООТ вернуть в государственную собственность 4 единицы автотранспорта мобилизационного назначения

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2002 г. N 1182

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Рудницкого Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области на решение от 02.10.2001 (судья Мельник И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2001 (судьи Шиткин В.М., Педченко О.М., Лукашов В.А.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N 1182,

установил:

Комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к акционерному обществу открытого типа "Авторосс" (далее - АООТ "Авторосс") о применении последствий недействительности ничтожной сделки - передачи государственного имущества в полное хозяйственное ведение акционерному обществу "Авторосс" путем возврата в государственную собственность Российской Федерации имущества мобилизационного назначения (123 единицы автотранспорта согласно прилагаемому перечню).

В соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил применить последствия недействительности ничтожной сделки - передачи государственного имущества в полное хозяйственное ведение ответчику и обязать ответчика вернуть в государственную собственность 4 единицы автотранспорта мобилизационного назначения: ЗИЛ-431412 государственный номер 42-35 КЛМ; ГАЗ-53А государственный регистрационный номер А 215 ЕО, прежний регистрационный номер 50-71 КЛЛ; автомобиль КАМАЗ-54213 государственный регистрационный номер 79-64 КЛЛ; автомобиль ЗИЛ-130 государственный регистрационный номер А 047 ЕО, прежний регистрационный номер 75-16 КЛН, а также взыскать с ответчика стоимость 119 единиц автотранспорта мобилизационного назначения согласно прилагаемому списку, являющегося государственным имуществом.

Решением от 02.10.2001 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2001 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение, удовлетворив исковые требования. Податель жалобы считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, а именно статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представители КУГИ и АООТ "Авторосс" в судебное заседание не явились. Поскольку о времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.

В отзыве на кассационную жалобу АООТ "Авторосс" просило оставить жалобу без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что 06.11.92 председателем Комитета по управлению имуществом Калининградской области был утвержден план приватизации Автобазы Калининградского государственного производственного объединения предприятий и организаций рыбной промышленности, реорганизуемой в акционерное общество открытого типа "Авторосс". Согласно плану приватизации не подлежали приватизации мобилизационные запасы стоимостью 268 тысяч рублей и они передавались акционерному обществу для использования по прямому назначению.

Между сторонами в сентябре 1992 года заключен договор N 01 на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки, на основании которого ответчику передан в пользование автотранспорт, относящийся к мобилизационным запасам.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", действовавшего на момент заключения спорного договора, в случаях установленных законом, а также в других случаях по усмотрению собственника правами владения, пользования и распоряжения его имуществом могут быть наделены другие лица, которые осуществляют эти права в пределах, предусмотренных законом или собственником имущества.

В соответствии с пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721, акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.92 N 547 утвержден типовой план приватизации. Согласно пункту 2 названного постановления все изменения и дополнения формы типового плана приватизации вносятся распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.09.93 N 1602-р "О внесении изменений и дополнений в типовой план приватизации" установлено, что объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, не подлежащие приватизации либо для которых установлен иной режим приватизации, передаются акционерному обществу в безвозмездное пользование, аренду или хозяйственное ведение.

Проанализировав правоотношения сторон и оценив условия договора, заключенного в сентябре 1992 года, с учетом статей 307, 689 Гражданского кодекса Российской Федерации кассационная инстанция считает, что ответчик владеет спорным автотранспортом на основе не вещного права - хозяйственного ведения, а обязательственного права - договора безвозмездного пользования, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах следует признать, что спорное имущество передано АООТ "Авторосс" правомерно и у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения исковых требований КУГИ.

Решение суда и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, нарушений норм материального и процессуального права не выявлено.

Руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 02.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2001 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 1182 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

М.Г.Власова
Е.В.Коняева

Г.М.Рудницкий

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2002 г. N 1182


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника